из : Александр Бурьяк
Михаил Лермонтов как enfant terrible русской словесности "...со слов некого А. И. Синицына (стр. 176-177):
"Я, вы знаете, люблю, чтоб у меня всё было в порядке, сам за
всем наблюдаю, а тут вдруг откуда ни возьмись влетает к вам това-
рищ по школе, курит, сыплет пепел везде, где попало, тогда как я
ему указываю на пепельницу, и вдобавок швыряет окурки своих про-
клятых трамбукосов в мои цветочные горшки, и при всём этом без
милосердия болтает, лепечет, рассазывает всякие грязные истории о
петербургских продажных красавицах, декламирует самые скверные
французские стишонки..." "Белинский, со своей стороны, иначе не называл Лермонтова как
пошляком, и когда я ему напоминал стихотворение Лермонтова
'На смерть Пушкина', он отвечал: 'Вот важность -- написать неско-
лько удачных стихов! От этого ещё не сделаешься поэтом и не пере-
станешь быть пошляком.'
На впечатлительную натуру Белинского встреча с Лермонтовым про-
извела такое сильное влияние, что в первом же письме из Москвы он
писал ко мне: 'Поверь, что пошлость заразительна, и потому, пожа-
луйста, не пускай к себе таких пошляков, как Лермонтов'." И. С. Тургенев (тот самый, который "Отцы и дети"):
"В наружность Лермонтова было что-то зловещее и трагическое;
какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью
и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвиж-
но-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выра-
жением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура,
приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких
плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас
сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил
самого себя в Печорине." "А. И. Арнольди:
"Шалуны товарищи показали мне тогда целую тетрадь карикатур на
Мартынова, которые сообща начертали и раскрасили. Это была целая
история в лицах вроде французских карикатур...(...) Это-то шутка,
приправленная часто в обществе злым сарказмом неугомонного
Лермонтова, помимо тех тёмных причин, о которых намекают многие,
знавшие отношения этих лиц до катастрофы..." (стр. 230)
"Тёмные причины" -- это, согласно комментарию, отнюдь не проис-
ки царизма, а всего лишь слухи о том, что Лермонтов не без упеха
клеился к одной из сестёр Мартынова." Полностью текст -
http://bouriac.narod.ru/Lermontov.htm