Полагаю, будет полезно поразмышлять над такой вот историей:
Книга
Один молодой человек собрался жениться, а тестем его должен был стать некий священнослужитель, донимавший всех своим благочестием и буквализмом.
Юноша пришел к своему суфийскому наставнику и спросил, как можно направить старика на Путь Понимания.
«Он будет направлен» – сказал мудрец.
«Но каким образом?» – спросил юноша.
«Вопрос был задан, ответ проявится, дальнейшие вопросы непозволительны» – ответил суфий.
«В таком случае, как мне вести себя с тестем, если это, конечно, законный вопрос?» – спросил жених.
«Просто терпи» – сказал суфий.
После свадебной церемонии жених с невестой вошли в свой новый дом, а за ними следовал отец невесты, неся на спине огромный, кожаный футляр. На крышке были выдавлены слова: «Священное писание».
Молодожены задвинули футляр на полку, где он неизменно с тех пор и находился.
Прошло несколько месяцев и дела молодого человека пошли из рук вон плохо: он потерял работу, его сбережения вскоре иссякли, и он подумывал обратиться за помощью к своему богатому тестю, надеясь взять у него взаймы денег на открытие собственного дела и выплату растущих долгов.
«Обратись к тестю, чего бы это ни стоило», – посоветовал суфий.
И вот, юноша отправил тестю письмо, описав ему свое положение, и вскоре ученый тесть прибыл к ним в сопровождении местного судьи и еще двух ученых философов.
Когда все расположились в гостиной, старик заговорил дрожащим голосом:
«В этом бедственном положении ты оказался из-за вашего вопиющего пренебрежения Шариатом, Священным Законом». Произнеся это, он указал на футляр и велел снять его с полки и открыть.
«Но с чего вы взяли, что мы пренебрегаем Священным Законом?» – запротестовал молодой человек.
«Потому что вы не читаете Священное Писание», – провозгласил священнослужитель. И, разумеется, когда футляр открыли, он оказался полон золотых монет.
Тогда молодой человек возразил: «Разве не сказано, что знание лучше чтения?». И поведал собравшимся, что знает Коран наизусть.
Тут заговорил судья: «Меня пригласили вынести решение относительно благочестия этих молодых людей. Что касается вашего зятя, я разумеется не нахожу за ним никакой вины».
«Да, это так, – сказал старик, – вы правы и я искренне раскаиваюсь перед этим молодым человеком, который из скромности никогда не выпячивал свою эрудицию, тем самым, показав, что он ученее меня, как в поведении, так и в знаниях. Я признаю, что проиграл и отныне не пожалею сил, чтобы выучить Коран наизусть».
Оба присутствовавших при этом ученых стали наперебой восклицать: «Как превосходно его смирение, как восхитительно его намерение усовершенствовать свою эрудицию!»
«Но разве не было сказано, – опять заговорил судья, – что смирение, проявленное на людях, перестает быть смирением и становится элементом драмы».
«Однако, что может быть лучше, чем следовать примеру того, кто не просто читает Коран, но взял на себя труд выучить его наизусть?» – настаивал священнослужитель.
«Так как публичная драма разрушительно действует на тех, кто намерен достичь чего-то реального, то ответ вы получите с глазу на глаз», – сказал судья.
И то, что судья поведал схоласту, побудило старика воскликнуть:
«Вот то, что поможет мне уйти от книжной мудрости. Отныне я буду следовать учению суфиев – людей практики и бытия».
Так, священнослужитель стал суфием, который своей жизнью освещал и все еще освещает мысли и дела Людей Пути.
Судья же тогда, с глазу на глаз, сказал ему вот что:
«Вы и ваши интеллектуальные друзья читаете Коран. Молодой человек знает Коран наизусть. Но ваша дочь, его жена, думает и живет согласно Корану, хотя не умеет ни читать, ни писать, ни диспутировать, ни декламировать наизусть».