Неплохие рассуждения, но хотелось бы уточнить пару моментов. В ответах хотелось бы по-меньше сказочек про просветленных и "как должно быть", и по-больше про реальных людей.
Дырка от бублика, центр которого везде...
(Прошу прощения за некоторую усложненность текста. Если кому-то будет интересно, я попытаюсь пояснить).
С одной стороны, идею самостоятельного, реального "Я", обладающего самобытием - "я" как монады - трудно обосновать. Содержание нашего сознания, скорее, представляет собой отражение многих процессов - эволюционно-генетических, хаотических культурных накоплений и, по большей части, случайного индивидуального опыта. Если использовать метафору, то "я" предстает как обрывок текста, который пишется чуждыми нам силами, а не как автор-творец, создающий эти тексты. "Я" - дырка от бублика, эфемерное порождение природы, претендующее на самобытие.
1. Как быть с множественностью я ? А то складывается впечатление, что писавший этот текст воображает что человек имеет только одно я. Получается что бублик имеет много дырок (это немного портит красивую картинку) или как тогда выглядит бублик? =))
Концепция множественности "я" - просто способ выразить мысль, что сознание заполнено шаблонами и ассоциациями, которые мы ошибочно принимаем за свое "Я", и не существует внутреннего единства - той высшей силы, которая могла бы эти разрозненные обрывки контролировать и объединять.
Как можно увидеть из приводимого ниже текста, любая мысль или эмоция некритически воспринимаются как Я (берут на себя роль нашего Я). Мелкое "я" здесь подразумевает шаблон поведения или группу паттернов, привязанных, напр., к определенным обстоятельствам (погода и проч.)
"Человек, не имеет постоянного и неизменного "я". Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в любом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и
независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде – как понятие. Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: "я". И всякий раз это "я" различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль – и так до бесконечности. Человек – это множественность. Имя ему – легион.
"Смена "я", их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода- немедленно вызывают целую группу "я"; холод, туман, дождь вызывают другую группу "я", иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену "я", –
главным образом потому, что человек её не замечает или не осознаёт [выд. мной - wayter]; он всегда живёт в последнем "я". Конечно, некоторые "я" бывают сильнее других. Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или механических внешних стимулов.
ВПЧ
ИсточникНе то чтобы бублик имел много дырок в виде отдельных мелких "я" - скорее, все они вместе и есть дырка: обманчивый поток сознания, гипноз, мираж, майя и т.д. То, что создает иллюзию Я. Программа-минимум по исправлению плачевного положения дел - замечать, осознавать свои мелкие "я", понимать их истинную роль и, на каком-то этапе, научиться соотносить их с
целым. Но для этого должно существовать нечто, какая-то платформа, с которой можно было бы наблюдать поверхностное кипение внутренней жизни, не вовлекаясь в него полностью, т.е. не отождествляясь с ним.