Суфийская притча:
визир с коня вопрошает нищего дервиша:
кто ты такой, что мне не кланяешься?
а ты кто такой, чтобы я тебе поклонился?
я? я великий визир!
а кто над тобой?
надо мной только сам падишах!
а над ним?
а над падишахом только Аллах Милостивый!
а над Аллахом?
Ха! Кто может быть над Аллахом? никто, о безумец.
вот я и есть этот никто.
Вот мне пишет один еврей:
"Я и Отец – одно."
Так, действительно, может о себе сказать каждый человек, если он праведен; любит Б-га и ближних; живет, стремится жить так, как учит Всевышний и призывает людей жить так, как заповедует Творец Своему творению.
(Дальше он пишет:
Как Вы объясняете, чем оправдываете саму себя; какие доводы приводите, когда позволяете себе избирательно исполнять только несколько заповедей Всевышнего?,
но это уже не так интеесно.)
Думаю, дело обстоит не так уж просто. В свое время, от Любавичского рабби Шнеерсона ожидали, что он объявит себя мессией.
И вот, в урочный, объявленный им же, день и час, при значительном стечении народа, он вышел к ним и, -
не сказал ничего .
(Не хотела б отвлекаться на возможные уточнения и отвлечения: очень надеюсь, что вы уловите суть моей мысли, а она такова:)
Что же это за непостижимое состояние такое, когда человек настолько ощущает свое единство с Богом, что ему уже трудно сказать, мессия он или нет? И вопрос для него только в том, является ли он просто мессией, "мессией для себя" или тем самым Мессией, "Мессией истории".
(И снова прошу вас: давайте, хотя бы условно, для данного конкретного рассмотрения, не будем уточнять, что понятие "мессии" в иудаизме вовсе не обязательно так "христианизировано").
Или возмем другой пример.
Раби Нахман из Брацлава
(правнук Баал Шем Това, основатель одной из влиятельнейших школ хасидизма; единственной, главы которой нет в живых) где-то в 1807 году, не только понял что он мессия (первого типа, "мессия для себя"), но и после основательных раздумий, пришел к выводу, что он - Мессия, "Мессия истории". И даже напечатал небольшую брошюру, где фактически объявлял себя мессией.
Но после еще более углубленного созерцания, Раби Нахман понял, что ошибся и сам с учениками ринулся разыскивать все экземпляры своей работы, чтобы их уничтожить.
/ по монографическому исследованию Артура Грина "
Страдающий наставник. Жизнь и учение рабби Нахмана из Брацлава"/
Так что еще раз воскликну:
Что же это за непостижимое состояние такое, когда человек настолько ощущает свое единство с Богом, что ему уже трудно сказать, мессия он или нет? От лица Бога произнесенные слова
"Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы"
сказано (в православной нумерации)
в псалме 81 Давидом еще за тысячу лет до Иисуса.
(Хоть сказано это было и евреям, полагаю, что не только об евреях тут идет речь). В моем понимании, тут говорится о том необычайном потенциале, который содержится в феномене "человек",
Осуществление которого так же далеко от его нынешнего, не реализованного еще состояния, как желудь, - от дуба.
Хоть и сам этот дуб в желуде не разглядеть и в самый наиэлектроннейший микроскоп.
Так вот: "состояние мессии" полагаю именно состоянием подобной реализации.
Как гласит Мидраш,
-- В сердце каждого человека живет мессия
-- Чем же отличается тот единственный Мессия от каждого еврея?
-- Тем, что когда Он придет, мессия в сердце каждого расцветет и воссияет во всю свою мощь
/"Мессианские тексты иудаизма"; по памяти/
[size=9]Добавлено спустя 6 часов 46 минут 10 секунд:[/size]