Вот проблема как раз в том, мне кажется, что в рамках древнеиндийского дискурса реинкарнация была адекватным ответом на вопрос "Куда девается душа после смерти тела?"
Но этот ответ сам по себе порождал определённые проблемы.
Джайнизм старше буддизма, помнит, что пригнорировал учения и достижения Будды, и утверждает, что душа существует и перерождается после смерти.
То, что джайнизм старше, кстати - большой вопрос. Они скорее современники. Так что кто кого проигнорировал и проигнорировал ли - тут не понятно.
Буддизм настаивает на отсутствии души, то, что описывается как реинкарнация, на реинкарнацию не похоже, и так же не очень понятно кто и чью карму наследует, если "никого нет" и есть только Сознание.
Буддизм не настаивает на отсутствии души, это надо чётко понимать. Он лишь наставивает на её бессубстанциональности, не-вечности, не-неизменности. Персональной души. Дживы. А то, что действительно вечно, вневременно - лишено всяких следов "яшности", потому что, говорит буддизм, именно иллюзия или скорее делюзия (delusion) "яшности" и является причиной того, что мы находимся в круговороте страдания и не постигаем этот самый истинный вневременный Атман (буддисты в анатмаваде говорили не об этом Атмане, а именно скорее о дживе в любых её формах).
Поэтому к буддизму очень близка адвайта Шанкары, которого обвиняли в тайном исповедании буддизма. Разница в том, что приверженцы индуизма упорно имеют тенденцию приписывать этому Атману некую "яшность", что очень опасно, поскольку ведёт к снижению. Как ни странно, куда ближе к буддийскому учению, как мне кажется, подошли именно суфии. В фане нет "я", есть только Бог, созерцающий Бога через Бога. Это очень по-буддийски.
Кроме того, он рассматривает реальность на разных уровнях. На одном уровне, да, Авалокитешвара говорит - "Пустота есть Форма, Форма есть Пустота", а на другом - есть страдания, отдельные существа, наследование кармы и индивидуальные сознания. И эти последние утверждения так же верны. Это как со сновидением: на уровне сновидения ЕСТЬ и боль и удовольствие и отдельные персонажи и т.д. и утверждать обратное было бы странно. Однако на уровне бодрствующего это всё оказывается мороком. И он стремится не сделать сновидение лучше, а помочь спящим проснуться.
В целом, согласно буддийскому учению, появление очередного "я", т.е. очередное воплощение в том или ином мире происходит линейно - то есть можно сказать, что перерождаюсь именно я, но я не как что-то вечное, а как некий поток "меня". Этот поток продолжается. Буддисты не говорят, что души нет, они лишь говорят, что душа это поток, а не что-то постоянное. Во времена Гаутамы вот это последнее было очень распространённой фишкой. И приводила она к очень нежелательным последствиям.