Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суть реинкарнации и её обоснование в махаянском буддизме  (Прочитано 14291 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Перечитал лекции Джампы Тинлея по Драгоценному Ожерелью.
В том, что касается Шуньяты, у разных школ имеются разные трактовки, как бы разные уровни понимания. Прасангика-Мадхъямака в этом плане наиболее радикальна. Ничто не обладает сущностью, говорит она. Даже такие понятия как дхармы, Пространство и Время - бессущностны, номинальны.
По поводу познающего ума - тоже есть некоторые разногласия. Прасангика-Мадхъямака и Вайбхашика отрицают существование познающего-осознающего ума как чего-то отдельного и способного познать самое себя, правда по несколько разным причинам.
А вот интересная цитата:
"Абсолютное знание может быть только отрицательным. Любое положительное знание - относительно. Истину можно видеть только не видя, и никак иначе. Если вы видите бессамосущностность, то это будет не прямое видение наличия чего-то, а прямое видение отсутствия чего-то."
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Отлично! Сущностью всех вещей является бессущностность! Это именно то, о чём и говорит буддизм.
Буддизм Махаяны, во всяком случае.
Всё обусловленное не обладает сущностью, оно бессущностно. Однако, сущность необусловленного - вне определения и она не отлична от обусловленного. Получается, что единственная возможная абсолютная величина ("сущность", если угодно) - бессущностность, неопределимость. Постижение бессущностности это просто постижение предельной природы вещей, этих самых вещей, которые нас окружают и нас составляют. Поэтому абсолютное не отлично и не отдельно от относительного.
...
Что касается Сознающего и Сознаваемого, Воспринимающего и Воспринимаемого - буддизм учит, что всё это - Сознание. Непосредственное познание-переживание того, что всё это сознание, что это не-два, есть вообще говоря, сатори, просветление. Насколько я понимаю. Одна из ступеней его. Соответствует ступени алайя-виджняны, сколько я могу судить. Но могу ошибаться. Эти градации - довольно тонкая вещь.
« Последнее редактирование: 26 пЭТРап 2012, 00:34:34 от plot »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Я не об этом. Я о том, что говорить про сознание "мы входим в сознание" еще куда ни шло. Правда, тогда Самосознание является не функцией Сознания, а чем то иным.
Ну, если только очень хочется в это верить... :)
Цитировать
А если "сознание вкл/выкл" - значит оно само является "функцией" чего-то другого. Вопрос - функцией чего.
Функцией чего является рождающаяся звезда?
Цитировать
Когда я наблюдаю свое Самосознание - я воспринимаю себя самосознающим. Тут нет необходимости в каких-либо абстракциях.
:) Кто кого самоосознаёт? Какой такой "я" воспринимает какое-такое "себя" самоосознающим? Всё это - Сознание. Просто.
Цитировать
Ну, тогда вероятно, они не могут все быть одинаково истинными  ;) .
А трактовки а приори не могут быть истинными. Они - лишь инструмент постижения истины. И об этом буддизм тоже говорит. В Мадъхямаке принято считать, что это просто разные степени аппроксимации выражения одной и той же истины.
Цитировать
У причинно-следственных цепочек должна быть некая среда ("субстанция", как вы выразились ниже). Очевидно, эта "среда" остается при всех этих "вкл-выкл" и "сворачивание-разворачивание". Значит, её можно считать ОСНОВОЙ.
Об этой "субстанции" ничего нельзя сказать. Дхармы сами бессубстанциональны и разворачиваются они в ничто.
Цитировать
Если это "сворачивание-разворачивание" я воспринимаю СОБОЙ - значит я могу говорить об индивидуальной основе.
Это "воспринимание собой" есть лишь один из психических феноменов. По сути же - одна из помрачённых скандх. Самоотождествление.
Цитировать
Да и вы сами ниже говорите об "индивидуальном сознании лягушки". Не пойму, почему вы сами себе пытаетесь сопротивляться...
Ну, это ещё вопрос, кто из нас сопротивляется...  8)
Цитировать
Очаги активности в нейронах способны вызвать ТОЛЬКО активность в других нейронах. Не один нейрофизиолог не написал еще с научной доказательностью о том, что "сознание сворачивается в нейронах"... :)
Ну, это я в качестве примера говорю. Некие - какие угодно - следствия сохранились и повлекли за собой новые следствия.
Цитировать
Вот тут совсем не согласен. Исходя из своего опыта, я вполне отличаю свое состояние, когда я просто в Сознании, от того, когда я нахожусь в состоянии Самосознания.
И? Разные состояния одного сознания.
Цитировать
Заявлять о тождестве Сознания и Самосознания - это значить заявлять абстракцию, противоречащую опыту и восприятию...
Ну, извольте, если речь пошла о "своём опыте", я могу то же сказать. Вот Ваш опыт против моего. Что будем делать? :)
Цитировать
К Шуньта-шунье (абсолютной шунье) бес-субстанциальность относится не может... Нет субстанции - нет и возможности продолжения причинно-следственных связей.
М-м-м... тут долгий разговор получится... если Вам интересно, лучше почитайте ну... хотя бы Торчинова, послушайте лекции скажем Геше Тинлея. Согласно Мадхъямаке Прасангике всё обусловленное вообще бессубстанционально, бессущностно. То есть, по отношению к любому феномену нельзя сказать - вот, это есть феномен и тут ничего с ним не поделаешь. Например - чашка. В ней нет такой сущностной части, которая делает её чашкой. Её делает чашкой совокупность определённых свойств и условий. Разрушь их - и не будет ничего, о чём можно было бы сказать - "чашка". Так и со всем вообще. Всё есть совокупность определённых свойств и условий. Однако, есть абсолютные, необусловленные величины. Татхата, например. Или Пространство. Время, кажется. Я подробностей не помню, но суть примерно такая. Так вот, наше индивидуальное сознание - это точно такая же совокупность свойств и условий. А то, что вне этих свойств и условий - вообще не может быть названо индивидуальным или всеобщим. Оно вне свойств. Самый лучший способ говорить о нём - апофатически.
Цитировать
Есть же выражения типа "Сущностью всех вещей является Шунья".
Отлично! Сущностью всех вещей является бессущностность! Это именно то, о чём и говорит буддизм. :)
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Цитировать
Это еще боле уязвимый способ говорить. Что это может означать "сознание отключается и затем снова включается"?
А очень просто: наличие сознания/восприятия всегда можно констатировать. Отсутствие - только косвенно. 
Я не об этом. Я о том, что говорить про сознание "мы входим в сознание" еще куда ни шло. Правда, тогда Самосознание является не функцией Сознания, а чем то иным.


А если "сознание вкл/выкл" - значит оно само является "функцией" чего-то другого. Вопрос - функцией чего.

Цитировать
Цитировать
Может быть, удобным и практичным будет признать наличие этой основы...
Имхо, всё же вряд ли. То есть это было бы введением абстрактной сущности, которой не соответствует никакое восприятие.
Не знаю, по-моему как раз наоборот...
Когда я наблюдаю свое Самосознание - я воспринимаю себя самосознающим. Тут нет необходимости в каких-либо абстракциях.
А вот гипотеза о том, что мое Самосознание является "функцией" чего-то другого, что мне НЕ ДАНО в восприятии - для меня в высшей степени абстракция.

Цитировать
Цитировать
"Включающееся сознание" - как то вообще как-то не по-буддистски, мне кажется...
В буддизме, как Вы вероятно знаете, имеется несколько философских школ. Они трактуют подобные вещи несколько по-разному.

Ну, тогда вероятно, они не могут все быть одинаково истинными  ;) .


Цитировать
Но если взять общее, то можно сказать, что "включение" сознания - это разворачивание определённой системы-последовательности элементарных психических явлений, дхарм. "Выключение" - значит сворачивание. ... . Некая причинно-следственная цепочка, приводящая в последствии к повторному разворачиванию, очевидно остаётся.

У причинно-следственных цепочек должна быть некая среда ("субстанция", как вы выразились ниже). Очевидно, эта "среда" остается при всех этих "вкл-выкл" и "сворачивание-разворачивание". Значит, её можно считать ОСНОВОЙ.


Цитировать
Но не факт, что эту цепочку можно назвать прямо-таки неким индивидуальным сознанием.

Если это "сворачивание-разворачивание" я воспринимаю СОБОЙ - значит я могу говорить об индивидуальной основе. Язык позволяет так выражаться без противоречий.


Да и вы сами ниже говорите об "индивидуальном сознании лягушки". Не пойму, почему вы сами себе пытаетесь сопротивляться...


Цитировать
Это могут быть просто очаги активности в нейронах мозга, например.

Очаги активности в нейронах способны вызвать ТОЛЬКО активность в других нейронах. Не один нейрофизиолог не написал еще с научной доказательностью о том, что "сознание сворачивается в нейронах"... :)
Хотя, возможно есть какая-то "буддистская нейрофизиология", о которой мне неизвестно...


Цитировать
Однако вообще говоря, надо иметь в виду, что один из постулатов буддизма гласит: ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда... тьфу, в общем - всё имеет причины и следствия. То есть, даже если эта система совсем свернётся, после неё останутся некие следствия.
Забегая вперед, можно сказать, что вы как раз и описываете принцип Субстанциализма.  То есть, принцип "сохранения субстанции". Нет субстанции - нечему сохраняться  :)
Можно же и так перевести один из буддистских девизов: "Все появляется из Пустоты (Шунья) и все исчезает в Пустоте".


Цитировать
Цитировать
Например, мне  наличие Самосознания с некоторых пор стало казаться менее нуждающимся в доказательстве, чем Сознание, и даже Материя.
Да кто ж спорит. Самосознание или осознавание, по-буддийски - сати, таки да - есть. И оно таки да не нуждается в доказательствах, поскольку является несводимым понятием-явлением. Просто оно не отлично от Сознания.
Вот тут совсем не согласен. Исходя из своего опыта, я вполне отличаю свое состояние, когда я просто в Сознании, от того, когда я нахожусь в состоянии Самосознания.


Заявлять о тождестве Сознания и Самосознания - это значить заявлять абстракцию, противоречащую опыту и восприятию...

Цитировать
Цитировать
Его значение в контексте духовных учений- Невещественность. ...
А тут не соглашусь. не невещественность, а скорее бессубстанциональность, бессущностность. А это несколько другое.


Посмотрел я разные трактовки Шуньяты в словарях и прочих энциклопедиях. Невещественность подходит к трактовкам всех школ. Бессубстанциональность - только к НЕКОТОРЫМ видам Шунья в трактовке некоторых школ. Причем это относится к низшим видам. К Шуньта-шунье (абсолютной шунье) бес-субстанциальность относится не может... Нет субстанции - нет и возможности продолжения причинно-следственных связей.


Бессущностность же - вообще понять не могу... Это какое-то насилие над естественным языком. Есть же выражения типа "Сущностью всех вещей является Шунья".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Это еще боле уязвимый способ говорить. Что это может означать "сознание отключается и затем снова включается"?
А очень просто: наличие сознания/восприятия всегда можно констатировать. Отсутствие - только косвенно.
Цитировать
Может быть, удобным и практичным будет признать наличие этой основы...
Имхо, всё же вряд ли. То есть это было бы введением абстрактной сущности, которой не соответствует никакое восприятие.
Цитировать
"Включающееся сознание" - как то вообще как-то не по-буддистски, мне кажется... Не знаю, как выразиться точнее в данном случае... Но точно не получается состыковать такой тезис с обычным словоупотреблением русского языка.
Может быть, буддизм вообще нельзя перевести на русский язык корректно...
В буддизме, как Вы вероятно знаете, имеется несколько философских школ. Они трактуют подобные вещи несколько по-разному. Но если взять общее, то можно сказать, что "включение" сознания - это разворачивание определённой системы-последовательности элементарных психических явлений, дхарм. "Выключение" - значит сворачивание. Если после такого выключения возможно восстановление вышеупомянутой системы-последовательности в более или менее прежнем виде, то значит сворачивание было не полным. Некая причинно-следственная цепочка, приводящая в последствии к повторному разворачиванию, очевидно остаётся. Но не факт, что эту цепочку можно назвать прямо-таки неким индивидуальным сознанием. Это могут быть просто очаги активности в нейронах мозга, например. Однако вообще говоря, надо иметь в виду, что один из постулатов буддизма гласит: ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда... тьфу, в общем - всё имеет причины и следствия. То есть, даже если эта система совсем свернётся, после неё останутся некие следствия.
Цитировать
Давайте уточним - Сознание или Самосознание?
Потому что иначе возникает вопрос - Является Сознание лягушек индивидуальным (если у них нет Самосознания)
Именно Сознание. Сознание лягушки - безусловно индивидуально. Оно просто не личностно, как у человека. Некоторые типы психических феноменов - дхарм, скандх - не реализованы в лягушачьем сознании.
Цитировать
Например, мне  наличие Самосознания с некоторых пор стало казаться менее нуждающимся в доказательстве, чем Сознание, и даже Материя.
Да кто ж спорит. Самосознание или осознавание, по-буддийски - сати, таки да - есть. И оно таки да не нуждается в доказательствах, поскольку является несводимым понятием-явлением. Просто оно не отлично от Сознания.
Цитировать
Его значение в контексте духовных учений- Невещественность. В русском языке под невещественностью следует понимать либо Дух (в старой традиции, до научного переворота) как ПОЛНОСТЬЮ невещественное, либо поле. Но "поле" - обладает все таки характеристиками, подлежащими измерению (сила, направленность и пр.)... стало быть, "поле" не может быть переводом Шуньяты...
А тут не соглашусь. не невещественность, а скорее бессубстанциональность, бессущностность. А это несколько другое. О поле тут тоже нельзя говорить, впрочем, Вы это сами заметили.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля

Да ну вас!
"Согласен-согласен"... даже и поспорить не о чем.
 :D
Но я все же попытаюсь.

Цитировать
...
Понимаете, куда я клоню... Функция не может входить и выходить в ТО, функцией чего оно является...
Согласен, предложение получается некорректным. Корректнее, видимо, было бы написать что-то вроде "когда сознание отключается и затем снова включается".

Это еще боле уязвимый способ говорить. Что это может означать "сознание отключается и затем снова включается"?
Лампочка вот да - может включаться и выключаться. Но это лишь означает "вхождение тока в нить накаливания лампы"... То есть, продолжая аналогию, электричество (некая основа для Света), существующее в то время, когда "лампа отключена" (читай - сознание отключено  ;) ) - ВХОДИТ... клятое, все таки входит... в "лампу".


Видите, мы гоним эту "основу" в дверь - а она лезет "в окно" в наших рассуждениях.
 :)
Может быть, удобным и практичным будет признать наличие этой основы...


Цитировать
Цитировать
Если Самосознание не может существовать БЕЗ Сознания - то как можно говорить о его "вхождении" в "сознание"... У меня в общем нет претензий к тому, как выражается буддизм... просто мне нравится когда рассуждения на русском языке звучат не очень противоречиво.
Согласен-согласен.
"Включающееся сознание" - как то вообще как-то не по-буддистски, мне кажется... Не знаю, как выразиться точнее в данном случае... Но точно не получается состыковать такой тезис с обычным словоупотреблением русского языка.


Может быть, буддизм вообще нельзя перевести на русский язык корректно...
 :-\


Цитировать
... О наличии сознания у других существ мы можем судить лишь по косвенным признакам, хотя Дхармакирти говорит, что Будда способен воспринимать индивидуальное сознание существ напрямую.
Давайте уточним - Сознание или Самосознание?
Потому что иначе возникает вопрос - Является Сознание лягушек индивидуальным (если у них нет Самосознания)?



Цитировать
Цитировать
На мой взгляд Духовные учения (в том числе наверное и буддизм) вообще не имеют отношения к "доказательности". ..
В целом согласен. Хотя... духовные учения имеют отношение к трезвости. А доказательность - одно из орудий трезвости. Оно просто применимо в строго определённых пределах. Кстати, различение этих пределов есть один из краеугольных камней этой самой трезвости.
Согласен. Доказательность - удобное практическое орудие трезвости. Впрочем - не единственное орудие.


Различение пределов необходимости доказывать - тоже хорошее орудие. Например, мне  наличие Самосознания с некоторых пор стало казаться менее нуждающимся в доказательстве, чем Сознание, и даже Материя.

Цитировать
Цитировать
Наполненность почти ничуть не хуже...
И снова соглашусь. :) Я предпочитаю просто использовать слово Шунья или Шуньята или Татхата. Просто иногда их приходится переводить на русский язык и тут возникают проблемы.
Не знаю. По-моему сложности перевода понятия Шуньята излишне преувеличивают.
Его значение в контексте духовных учений- Невещественность. В русском языке под невещественностью следует понимать либо Дух (в старой традиции, до научного переворота) как ПОЛНОСТЬЮ невещественное, либо поле. Но "поле" - обладает все таки характеристиками, подлежащими измерению (сила, направленность и пр.)... стало быть, "поле" не может быть переводом Шуньяты...


Остается только Дух...
 :D
Можно, наверное, вообще не переводить... Но тогда уж, лучше наверное желающим практиковать буддизм изучать оригинальные языки традиции и практиковать так сказать "на языке оригинала". Обсуждая данную тематику с русскими и по-русски - следует все же искать способ перевода.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Если Самосознание - "это функция сознания", тогда не имеет смысла такое предложение: "...когда мы теряем сознание и опять возвращаемся в него..." (ведь под "мы" в данном случае подразумевается Самосознание)

Понимаете, куда я клоню... Функция не может входить и выходить в ТО, функцией чего оно является...
Либо такой способ говорить совершенно неприемлем и ведет лишь к противоречиям.
Согласен, предложение получается некорректным. Корректнее, видимо, было бы написать что-то вроде "когда сознание отключается и затем снова включается".
Цитировать
Если Самосознание не может существовать БЕЗ Сознания - то как можно говорить о его "вхождении" в "сознание"... У меня в общем нет претензий к тому, как выражается буддизм... просто мне нравится когда рассуждения на русском языке звучат не очень противоречиво.
Согласен-согласен.
Цитировать
Ну, строго говоря, я не могу доказать наличие этой основы даже тогда, когда нет никакого наркоза... И никто не может  ;)
Даже наличие сознания у тебя доказать другому человеку проблематично, не говоря уж о Само-сознании  :)
Отлично. Совершенно согласен. Сознание - это первичное не сводимое ни к чему другому понятие. Подтверждается лишь фактом своего наличия. Фактом наличия восприятия. Подтверждается, естественно, для нас самих. О наличии сознания у других существ мы можем судить лишь по косвенным признакам, хотя Дхармакирти говорит, что Будда способен воспринимать индивидуальное сознание существ напрямую.
Цитировать
На мой взгляд Духовные учения (в том числе наверное и буддизм) вообще не имеют отношения к "доказательности". Это чисто вопрос практического удобства.
Даже в сугубо "научных" областях это имеет место. Как например существование материи тоже по большому счету не доказано... но само понятие довольно удобное.
В целом согласен. Хотя... духовные учения имеют отношение к трезвости. А доказательность - одно из орудий трезвости. Оно просто применимо в строго определённых пределах. Кстати, различение этих пределов есть один из краеугольных камней этой самой трезвости.
Цитировать
Наполненность почти ничуть не хуже...
И снова соглашусь. :) Я предпочитаю просто использовать слово Шунья или Шуньята или Татхата. Просто иногда их приходится переводить на русский язык и тут возникают проблемы.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Цитировать
Сознание может быть БЕЗ Самосознания (согласно буд.) Вероятно, Самосознание тоже может быть БЕЗ Сознания...
Согласно буддийскому учению - нет. Самосознание это функция сознания. 
Ну, я не могу считать себя спецом по буддийскому учению... Просто пытаюсь слегка устранить противоречия из рассуждений.
Если Самосознание - "это функция сознания", тогда не имеет смысла такое предложение: "...когда мы теряем сознание и опять возвращаемся в него..." (ведь под "мы" в данном случае подразумевается Самосознание)


Понимаете, куда я клоню... Функция не может входить и выходить в ТО, функцией чего оно является...
Либо такой способ говорить совершенно неприемлем и ведет лишь к противоречиям.


Цитировать
Самосознание без сознания существовать не может, а сознание без самосознания - легко.
Если Самосознание не может существовать БЕЗ Сознания - то как можно говорить о его "вхождении" в "сознание"... У меня в общем нет претензий к тому, как выражается буддизм... просто мне нравится когда рассуждения на русском языке звучат не очень противоречиво.
 :)

Цитировать
Почему же "чисто абстрактная"?
Алайя-виджняна получается и есть "основа... для Самосознания"... которое может быть "независимо" от Сознания...

Цитировать
Самосознание есть нечто наблюдаемое на практике... Какие уж тут абстракции...
Ваши дальнейшие слова вроде как выражают согласие с этим подходом.
Вы можете доказать наличие некоей основы сознания когда Вы, например, пребываете под общим наркозом? Или круче - когда Вы умерли?
Ну, строго говоря, я не могу доказать наличие этой основы даже тогда, когда нет никакого наркоза... И никто не может  ;)
Даже наличие сознания у тебя доказать другому человеку проблематично, не говоря уж о Само-сознании  :)
Есть школы психологии (бихевиоризм и пр.), которые вполне обходятся и без "сознания"
 :D


Цитировать
Все косвенные доводы могут быть объяснены и без привлечения концепта алайя-виджняны. Поэтому он (концепт) и "чисто абстрактен". Введён скорее для удобства.
На мой взгляд Духовные учения (в том числе наверное и буддизм) вообще не имеют отношения к "доказательности". Это чисто вопрос практического удобства.
Даже в сугубо "научных" областях это имеет место. Как например существование материи тоже по большому счету не доказано... но само понятие довольно удобное.


 :)

Цитировать
Да, "пустотность" - не слишком удачный термин. Но так с ходу трудно подобрать русский (да и английский) аналог термину Шуньята.
Наполненность почти ничуть не хуже...
 :D

«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Сознание может быть БЕЗ Самосознания (согласно буд.) Вероятно, Самосознание тоже может быть БЕЗ Сознания...
Согласно буддийскому учению - нет. Самосознание это функция сознания. Самосознание без сознания существовать не может, а сознание без самосознания - легко.
Цитировать
Почему же "чисто абстрактная"?
Алайя-виджняна получается и есть "основа... для Самосознания"... которое может быть "независимо" от Сознания...

Самосознание есть нечто наблюдаемое на практике... Какие уж тут абстракции...
Ваши дальнейшие слова вроде как выражают согласие с этим подходом.
Вы можете доказать наличие некоей основы сознания когда Вы, например, пребываете под общим наркозом? Или круче - когда Вы умерли? Все косвенные доводы могут быть объяснены и без привлечения концепта алайя-виджняны. Поэтому он (концепт) и "чисто абстрактен". Введён скорее для удобства.
Цитировать
Вы зря мне приписали этот лозунг "все есть базар"... Это вам к Гусеву Андрею (АВГ)
Ну, я не лично Вас имел в виду, а вас как четверопутчиков у вас там в разделе для четверопутчиков. Прошу прощения, если ошибся. Просто этот самый лозунг очень характерен для стадии постижения алайя-виджняны. Сразу пришёл на ум.
Цитировать
Однако эта "пустотность" та еще ...
Да, "пустотность" - не слишком удачный термин. Но так с ходу трудно подобрать русский (да и английский) аналог термину Шуньята.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
Все-таки, если "мы" возвращаемся в "сознание", то "мы" НЕ РАВНО "сознанию". Получается, что "мы" является НЕЗАВИСИМЫМ от "потока сознания" при определенных условиях.
Нет. Просто сознание не равно самосознанию. У лягушки, скажем, согласно буддийской точки зрения тоже есть сознание, но нет самосознания. 
Вот и я про это.
Сознание может быть БЕЗ Самосознания (согласно буд.) Вероятно, Самосознание тоже может быть БЕЗ Сознания...

Цитировать
Может быть, освобождение (мукти, мокша...) - это освобождение "нас" от "потока сознания".
А что такое это "нас"?
Вообще-то, это ваш термин - "нас", "мы"...
Те, КТО не "зависит" от Сознания... "Входит и выходит", как говорится.


Вероятно, под вашим "мы" имеется в виду Самосознание... или его "индивидуальная основа", о чем вы выше и написали про "согласно буддизму".


Вообще, вопрос с сознанием весьма интересный. Недаром же виджнянавадины ввели понятие алайя-виджняны. Вот алайя-виджняна - это та самая основа индивидуального сознания, которая продолжает быть даже в бессознательном состоянии и на базе которого после "возвращения в сознание" или перерождения опять разворачивается личность. Но вообще говоря, алайя-виджняна это чисто абстрактная конструкция.
Почему же "чисто абстрактная"?
Алайя-виджняна получается и есть "основа... для Самосознания"... которое может быть "независимо" от Сознания...


Самосознание есть нечто наблюдаемое на практике... Какие уж тут абстракции...
Ваши дальнейшие слова вроде как выражают согласие с этим подходом.

Цитировать
Однако, в свете этого, Ваши слова о том, что мокша это освобождение "нас" от "потока сознания" можно перевести следующим образом: мокша - это освобождение алайя-виджняны от воспроизводства аффектированных психических феноменов (скандх, то есть). В этом плане видимо с Вами можно согласиться (с точки зрения буддизма).

Если же копать ещё глубже, то достижение сознания алайя-виджняны - сознания равностности - или как это у вас там - "всё есть базар" (могу ошибаться, прошу по голове не бить, она у меня больная) - это лишь определённая стадия в буддийской практике (на которой, впрочем, многие успешно застревают). Далее идёт познание пустотности самой алайя-виджняны.
Вы зря мне приписали этот лозунг "все есть базар"... Это вам к Гусеву Андрею (АВГ)  :)
Я как раз согласен с тем что алайя-виджняна (то бишь глубинная основа Самосознания) - пуста...
Однако эта "пустотность" та еще ...
 :D
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Если же копать ещё глубже, то достижение сознания алайя-виджняны - сознания равностности - или как это у вас там - "всё есть базар" (могу ошибаться, прошу по голове не бить, она у меня больная) - это лишь определённая стадия в буддийской практике (на которой, впрочем, многие успешно застревают). Далее идёт познание пустотности самой алайя-виджняны.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Вообще, вопрос с сознанием весьма интересный. Недаром же виджнянавадины ввели понятие алайя-виджняны. Вот алайя-виджняна - это та самая основа индивидуального сознания, которая продолжает быть даже в бессознательном состоянии и на базе которого после "возвращения в сознание" или перерождения опять разворачивается личность. Но вообще говоря, алайя-виджняна это чисто абстрактная конструкция.
Однако, в свете этого, Ваши слова о том, что мокша это освобождение "нас" от "потока сознания" можно перевести следующим образом: мокша - это освобождение алайя-виджняны от воспроизводства аффектированных психических феноменов (скандх, то есть). В этом плане видимо с Вами можно согласиться (с точки зрения буддизма).
Целью буддизма совсем не стоит полное прерывание индивидуального сознания во всех его формах, а лишь прерывание воспроизводства помрачений.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля

Не удержался от коммента... давно хотел, но откладывал  :) :
...
Тут много интересного. С одной стороны - когда мы теряем сознание и опять возвращаемся в него - мы это опять мы, то есть имеет место некий причинно-следственный поток. ...
Все-таки, если "мы" возвращаемся в "сознание", то "мы" НЕ РАВНО "сознанию". Получается, что "мы" является НЕЗАВИСИМЫМ от "потока сознания" при определенных условиях.
Нет. Просто сознание не равно самосознанию. У лягушки, скажем, согласно буддийской точки зрения тоже есть сознание, но нет самосознания.
Может быть, освобождение (мукти, мокша...) - это освобождение "нас" от "потока сознания".
А что такое это "нас"?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля

Не удержался от коммента... давно хотел, но откладывал  :) :
...
Тут много интересного. С одной стороны - когда мы теряем сознание и опять возвращаемся в него - мы это опять мы, то есть имеет место некий причинно-следственный поток. ...
Все-таки, если "мы" возвращаемся в "сознание", то "мы" НЕ РАВНО "сознанию". Получается, что "мы" является НЕЗАВИСИМЫМ от "потока сознания" при определенных условиях.


Может быть, освобождение (мукти, мокша...) - это освобождение "нас" от "потока сознания".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Мы говорили не о реинкарнации ведь...
Но если говорить о реинкарнации в буддизме, то тут дело вот в чём. То, как её понимает "буддийский народ" сильно не совпадает с тем, как её понимают учёные монахи. Последние её понимают так, что её и реинкарнацией-то не назовёшь. А "народ" - да, верует в реинкарнацию, но ведь он и не сказать чтобы идёт этим путём, не так ли. Поэтому Ваше утверждение немного спорно.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100