Но, может быть, в каждом из этих течений есть какая-то здравая идея, делается акцент на каком-то из немаловажных аспектов? Разумеется, зачастую одна идея может вставать во главу угла, а все остальные - игнорироваться или, как минимум, лишаться значимости; кроме того, многие люди могут идею воспринимать и истолковывать буквально, - но такое случается везде и всюду. Наверное, практически любую идею можно утрировать и довести до абсурда, но проблема тут не в идеях, а в людях. Так же точно любой метод можно буквализовать, формализовать и провозгласить единственно эффективным - но проблема тоже не в методах, а в человеческих склонностях.
Мне кажется, в суфизме есть идеи, соответствующие всем пяти перечисленным "странностям":
1. Идея о том, что личное бытие должно быть прекращено.
Как мне кажется, это вполне соответствует словам пророка:
Само твое существо и существование -
Это такой грех, подобных которому нет.(цит. по книге Дж. Нурбахша "Путь", изд. "Риэлетивеб" М. 2007)
2. Концепция: Буддизм – это такой нехимический транквилизатор и эйфороген.
Суфизм, если верить его идеологам - тоже :-)
А так как я в раю уже сейчас,
То почему я должен волноваться о рае завтрашнем,
Обещанном аскетом?А вот это, кстати, вполне перекликается с предыдущим пунктом:
Ад – где "ты" есть, а рай – где "тебя" нет. (Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр)
3. Концепция: всё есть ум и потому всё пофиг. Можно делать всё что угодно. Нужно очистить свой ум от сомнений, переживаний, привязанностей и тому подобного и просто действовать как заблагорассудится, а лучше - делать то, что сказал учитель. Очень подходит разного рода отморозкам, но чаще практикуется в тоталитарно-криминальных сектах.
Суфий это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан. (Нури)
Не причиняй людям зла, а в остальном поступай, как знаешь: согласно нашим религиозным законам, нет иного греха, кроме этого. (Хафиз)
Разумеется, если выкинуть первую часть фразы и следовать только второй, то в итоге получаем отморозка. Впрочем, если не очиститься от привязанности к себе, то первая часть фразы игнорируется и так - если не на словах, то в действиях точно, это само собой получается :-)
4. Концепция: Дзэн, по их словам – это путь возвращения к спонтанному животному состоянию, когда человек просто пребывает в сугубом текущем моменте, ни о чём не думает, реагирует совершенно спонтанно. Идеалом там считается мгновенная, без раздумий, реакция на событие.
"Спонтанность" и "животность" - это немного разные вещи. Насколько я понимаю, в современной психологии спонтанность поведения считается свойством психологически сбалансированного и психически здорового человека. Спонтанность поведения как раз и свидетельствует об отсутствии неврозов и о пребывании в "здесь-и-сейчас". Что же при этом считать "животным" - это открытый вопрос, ведь разные люди могут вкладывать в это слово разные смыслы и значения. Ибн Араби считал, что в некотором отношении животные выше человека, в них более активно и явно проявляются жизненные побуждения, воля к бытию.
Наставники говорили: «Время – секущий меч», ведь суть меча – сеча, а вакт отсекает корни будущего и прошлого. (Худжвири)
5. Концепция: отсутствует. Просто сиди и фсё.
Просто сидеть (просто идти, просто лежать, просто есть, просто дышать) - наверное, одна из самых трудных практик. Это очень тяжело, особенно для целеустремленного человека. Ничегонеделание, простосидение кажется немного похожим на опыт смерти, имхо. А как же спасение себя и других, достижение просветления, реализация себя как бодхисаттвы и еще целая куча забот? :-)
Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой. (Сумнун)
Небольшой дисклеймер: по личному опыту, я испытываю порой некоторую досаду, когда пишу свои мысли или описываю свой опыт, а мне в ответ (и как правило, без каких-либо комментариев) размещают цитаты из "авторитетов". Не вполне понятно обычно, что отвечающие хотят сказать своими цитатами, и поэтому я не знаю, что в свою очередь ответить, и таким образом общение прерывается. Так что поясню: тут я размещаю цитаты как иллюстрации, как подтверждение того, что все перечисленные в пяти пунктах идеи встречаются (часть из них - весьма нередко) и в суфийских источниках.
Я не специалист в буддизме, просто лично мне перечисленные идеи показались не лишенными некоего смысла, притом безотносительно буддизма, суфизма или чего-бы то ни было еще. Не исключаю также, что в разных буддистских общинах эти идеи представлены в разных степенях утрированности, так что тут тоже многое зависит от конкретных людей (в первую очередь - лидеров общин).