Вот история Руми из Маснави:
ПредопределениеВор был спокоен и не ждал беды,
Когда в чужом саду срывал плоды.
«Ты кто такой?» — садовник закричал
Но вор ему бесстрашно отвечал,
Поскольку в богословье был не слаб:
«Бог — мой кормилец, я — Господень раб!
В Его саду я скромно пировал,
Вкушая то, что Он мне даровал!»
«Ты прав, мой друг, — садовник подтвердил. —
И наказать тебя сам Бог судил!»
И тут он вора крепко обхватил
И к дереву веревкой прикрутил,
И палкой стал охаживать, да так,
Что начал умолять его бедняк:
«Помилуй! Чем тебя я разъярил?
Я Божью волю, не свою, творил!»
А тот в ответ: «Коль мыслью ты не слаб,
Пойми, что я ведь тоже — Божий раб!
Ты — Божий, но и палка — Божья тоже,
И каждый мой удар есть воля Божья!»*
Перевод Д.Щедровицкого
Отсюда* * *
А вот вероятный источник:
Согласно стоикам, миром правит Вселенский Разум, предопределяющий любое событие. Никто не властен над судьбой. Судя по всему, раб Зенона Китионского, основателя стоицизма, был неплохо знаком с его доктриной. Когда его поймали на воровстве, он заявил в свое оправдание:
«- Видно, это моя судьба - стать вором.
- Верно, - согласился Зенон. - А еще твоя судьба - отведать кнута»
ОтсюдаТакой вот отраженный "свет с Востока"...
---------------------------------------------------------------------------
* Та же история в пересказе Дж.Нурбахша:
В самом деле, теоретический подход к Единству Бытия чреват множеством опасностей для тех, кто следует ему, поскольку человек может злоупотреблять такой философией, оправдывая потакание порокам или недостойное поведение утверждением, что "всё едино, и потому я могу делать что хочу". Приверженность этой философии действительно может привести к моральному разложению, лишая человека его возвышенных человеческих качеств.
Руми поясняет эту опасность историей про вора, который забирается в сад и крадёт абрикосы. Появляется хозяин и хватает его. "Бога ты не боишься!" - говорит он вору. "А чего мне бояться? - отвечает вор, - это дерево принадлежит Богу, и абрикосы принадлежат Богу, и сам я - слуга Божий, Слуга Божий всего лишь вкушает принадлежащее Богу". Тогда хозяин сада приказывает своим слугам веревками привязать человека к дереву. "А вот и мой ответ", - говорит он, начиная лупить вора палкой. Теперь уже вор восклицает: "Бога ты не боишься!" Хозяин ответствует с улыбкой: "А чего мне Его бояться? Вот палка Бога, веревка - принадлежит Богу, и ты - слуга Божий. Следовательно, я всего лишь луплю слугу Божьего Божьей палкой".
Отсюда