Прежде всего необходимо понять, что нет ни одной полезной негативной эмоции, полезной в каком бы то ни было смысле
На самом деле, это не совсем верно. Некоторые негативные эмоции работают, как встроенный природой защитный механизм, например, гнев...- вовлекает в борьбу против других(соперников,врагов)...страх - защищает от рискованных действий...Насилие, помогает спасти от насилия других...Без проявления негативных эмоций, мы не смогли бы выжить и защитить себя.
Обратите внимание, что Успенский, если я правильно понимаю его мысль, не выступает против и не призывает бороться с
инстинктивными проявлениями эмоций (гнев, например). Речь идет о искусственных, с точки зрения Усп., и бессмысленных эмоциональных образованиях, которые "воруют" энергию инстинктивного центра.
Вот что он пишет:
"Негативные эмоции это некий вид искусственного образования. Как они создаются? Эмоциональный центр заимствует материал у инстинктивного, и своей негативной частью, с помощью воображения, он создает негативные эмоции из материала инстинктивного центра".
Источник* * *
Ошибка У., как мне кажется, в том, что он полагает, будто нам достаточно одних инстинктов в плане негативных эмоций, а личность здесь только мешает. Но на самом деле личностные "искусственные" эмоции, против которых У. возражает, необходимо возникают именно потому, что инстинкты не справляются с адаптацией человека к тому сложному миру, в котором он оказался. Инстинкты эволюционно формировались тогда, когда мир был гораздо проще.
Иными словами, большая часть этих искусственных отрицательных эмоций ложны и неадекватны, поскольку личность человека несовершенна. Но некоторые личностные "искусственные" эмоции, в том числе условно "негативные", вполне могут быть уместными и помогать человеку ориентироваться в сложном мире - в современной цивилизации.