Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Об иллюзорности "я" (plot)  (Прочитано 13668 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Ogl

  • Не верь, не бойся, не проси.
  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 1
  • Ogl has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #24 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:11:47 »


 
Цитировать
то эмоция (негативная - отрицательная или положительная) - это наиболее интенсивное проявление омрачения. Плод, так сказать.

Но тогда вот это , --омрачение. Что -это? Чужеродное влияние? Ведь получается, что то его омрачило? А в буддизме, есть аналог Сатаны?
(к сожалению не знаком, с учением)


plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #23 : 27 ФХЪРСап 2011, 19:13:27 »
Но эмоции ведь, приходят извне, а так же они передаются от человека к человеку. Так что же они, чужеродные сущности? Так кто они тогда? Что они и есть тот самый хищник или те просто их используют. Если так то все равно вопрос остается открытым, кто они и почему имеют такое влияние на людей.
Откуда это "извне"? Где это "вне"?

То, что они передаются, легко объясняется эмпатией (человек как-никак социальное существо) и прочими причинно-следственными связями. Привлекать сюда дополнительные сущности, на мой взгляд, вряд ли целесообразно.

Если опять же говорить с т.зр. буддизма, то эмоция (негативная - отрицательная или положительная) - это наиболее интенсивное проявление омрачения. Плод, так сказать.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Ogl

  • Не верь, не бойся, не проси.
  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 1
  • Ogl has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #22 : 27 ФХЪРСап 2011, 18:13:12 »
[.
Это
Цитировать
да.[ Я лишь имел в виду, что эмоции младенца тоже являются омрачением и следствием омрачения ](с т.
зр.

Но эмоции ведь, приходят извне, а так же они передаются от человека к человеку. Так что же они, чужеродные сущности? Так кто они тогда? Что они и есть тот самый хищник или те просто их используют. Если так то все равно вопрос остается открытым, кто они и почему имеют такое влияние на людей.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #21 : 27 ФХЪРСап 2011, 08:09:18 »
Все-таки с т.зр. буддизма разница между младенцем и взрослым есть. Если у взрослого могут быть ненависть и алчность в развитом виде, проявленном, то у младенца это потенции, тянущиеся из прошлых жизней. Но разовьются они в полноценное чувство или нет, зависит от многих факторов.
Это да. Я лишь имел в виду, что эмоции младенца тоже являются омрачением и следствием омрачения (с т.зр. буддизма). Хотя конфигурация и "развесистость" у него, конечно, иные, нежели у взрослого.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #20 : 27 ФХЪРСап 2011, 00:45:57 »
Я могу понять, когда говорится, что иллюзия "я" - источник омрачения (вероятно, не единственный). Но говорить об омраченности эмоций младенца, о его неведении, ненависти или алчности? Ребенок такой, какой он есть, и другим пока быть не может. 

plot:
Цитировать
В буддизме омрачённое - это страдание или то, что ведёт к страданию или порождено омрачением. Если младенец способен испытывать страдание, значит он пребывает в омрачённом состоянии. Такова логика буддизма. Согласно буддийскому учению, в омрачённом состоянии находятся и животные, и младенцы, варьируется лишь "рисунок" омрачения.




Все-таки с т.зр. буддизма разница между младенцем и взрослым есть. Если у взрослого могут быть ненависть и алчность в развитом виде, проявленном, то у младенца это потенции, тянущиеся из прошлых жизней. Но разовьются они в полноценное чувство или нет, зависит от многих факторов.
Будда говорит в "Маджхима Никая":


1. Для младенца, который едва ходит с трудом, нет даже [чувства] "я". [И потому] как в нём может [вообще] возникнуть воззрение о "я"? В нём наличествуют скрытые тенденции к воззрению о "я".


4. Малункъяпутта, у младенца, который едва ходит с трудом, нет даже чувственных желаний. Как он может быть заинтересован в чувственных желаниях? В нём наличествуют скрытые тенденции к чувственным желаниям.


5. Малункъяпутта, младенца, который едва ходит с трудом, другие существа не интересуют. Как у него может появиться злость по отношению к другим существам? В нём наличествуют скрытые тенденции к злости.


(цит. по переводу с БФ)
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #19 : 26 ФХЪРСап 2011, 23:52:05 »
Вообще, надо сказать, это весьма интересная классификация - необходимые для выживания омрачённые состояния, не необходимые и вредные. Это правомерный взгляд и достаточно продуктивный. Некоторые омрачённые состояния уменьшают страдание существа, не обладающего способностью к осознаванию. Даже для взрослого человека, обладающего способностью к осозаванию, есть такие омрачённые состояния: например, стремление избежать страдания через следование духовному пути. Эта мотивация, пусть и весьма омрачённая, всё же побуждает начать путь.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #18 : 26 ФХЪРСап 2011, 23:21:34 »
 :) И тут опять же - надо смотреть с точки зрения четырёх школ. Школы первого поворота стремятся именно к избавлению от страдания и следуют этому весьма радикально. Школы второго и третьего поворотов говорят скорее о познании природы страдания, после чего страдание над человеком уже не властно. Причём главная мотивация тут, кроме познания сути бытия, ещё и сострадание. Это как бы два крыла Махаяны. Тут есть тонкая разница.

Если брать три базовых мотивации, ведущих человека к познанию - гнозис, агапэ и эрос, то мотивацией Махаяны является гнозис и агапэ, сострадание, братская любовь. Эрос (в платоновском смысле) ими как-то не очень охватывается. Мотивация же школ первого поворота вообще лежит вне этих трёх столпов, а потому несовершенна. Практически конечно тхеравадины как правило избегают этой ловушки, при наличии соответствующего учителя. Но ловушка эта есть и бывает она всё же срабатывает.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #17 : 26 ФХЪРСап 2011, 23:13:23 »
В связи с темой, надо ли полностью избавляться от страдания, возникла шутка:


Буддист, следуй Срединному пути до конца - остановись посередине!
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #16 : 26 ФХЪРСап 2011, 23:11:51 »
Надо сказать, что буддийский взгляд в этом плане надо рассматривать в контексте четырёх философских школ. Школы первого поворота Колеса Дхармы, представленные нынешней Тхеравадой, обладают более аскетическим взглядом на мир. Утверждение "сансара есть нирвана" они не приемлют. Соответственно для них мир а приори лежит в омрачении и баста.

Школы второго и третьего поворота (особенно второго) - это Махаяна - говорят, что высшее понимание заключается в том, что сансара неотличима от Шуньяты. Именно в этом течении буддизма достигшие могут смотреть на цветок и видеть в нём проявление Абсолюта, явленность неявленного (впрочем, то же они могут увидеть и в кучке дерьма), а не никчёмную суету сансары. Для них понимание школ первого поворота - ограниченно.
« Последнее редактирование: 26 ФХЪРСап 2011, 23:29:34 от plot »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #15 : 26 ФХЪРСап 2011, 22:54:44 »
Я могу понять, когда говорится, что иллюзия "я" - источник омрачения (вероятно, не единственный). Но говорить об омраченности эмоций младенца, о его неведении, ненависти или алчности? Ребенок такой, какой он есть, и другим пока быть не может.
В утверждении, что состояние младенца омрачённое, нет нравственной оценки. Это просто констатация того, что его состоянию свойственно страдание. Это сансарное состояние.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #14 : 26 ФХЪРСап 2011, 22:51:43 »
Можно и нужно ли отрицать необходимость и ценность определенного рода отрицательных переживаний? Ребенок плачет, сердится, ревнует, обижается, потому что это необходимо для выживания. Может, это не омраченность, а как раз мудрость природы? Извечное состояние Будды, приспособленное, так сказать, к местным особенностям :)
В буддизме принято всё рассматривать с разной степенью глубины. Например, что касается ребёнка и его эмоций, можно сказать, что на определённом уровне его эмоции необходимы, на более глубоком уровне они являются омрачением. На совсем глубоком уровне они - это Шунья. То есть они неотличимы от Абсолюта, как и все другие феномены. Все три утверждения - истинны.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #13 : 26 ФХЪРСап 2011, 22:47:12 »
В буддизме омрачённое - это страдание или то, что ведёт к страданию или порождено омрачением. Если младенец способен испытывать страдание, значит он пребывает в омрачённом состоянии. Такова логика буддизма. Согласно буддийскому учению, в омрачённом состоянии находятся и животные, и младенцы, варьируется лишь "рисунок" омрачения. То, что животное или младенец не могут выжить без омрачающих факторов, свидетельствует лишь о самой сути сансары, а суть эта - страдание и есть. Животное и младенец погружены в сансару без возможности что-либо с этим поделать. Они обречены на страдание. Одно хорошо - их пребывание в этом состоянии временно, как и всё в сансаре.

Подчеркну: в данном случае я описываю точку зрения буддизма, всех четырёх школ, которые, насколько я знаю, единогласны в этом.

Что касается неведения, ненависти и алчности младенца - то они ещё как присутствуют :) . Просто надо понять, что означают эти термины:
- термин "ненависть" обозначает стремление избежать неприятное и страдание, если этого не удаётся
- "алчность" - стремление достичь приятного и страдание если этого не удаётся
- "неведение" - это отсутствие стремления понять природу страдания, которое (отсутствие) ведёт опять же к страданию.
« Последнее редактирование: 26 ФХЪРСап 2011, 23:54:54 от plot »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #12 : 26 ФХЪРСап 2011, 22:09:24 »

Эмоция ребёнка и эмоция взрослого одинаково омрачены. Инстинкт, порождающий их это источник омрачения и соответственно сам по себе омрачающий фактор.

Корни омрачений - ненависть, алчность и неведение. По сути они паразитируют на просветлённой природе. Нельзя сказать, что они имеют в ней, в этой просветлённой природе, корни.

Я могу понять, когда говорится, что иллюзия "я" - источник омрачения (вероятно, не единственный). Но говорить об омраченности эмоций младенца, о его неведении, ненависти или алчности? Ребенок такой, какой он есть, и другим пока быть не может. 

Можно и нужно ли отрицать необходимость и ценность определенного рода отрицательных переживаний? Ребенок плачет, сердится, ревнует, обижается, потому что это необходимо для выживания. Может, это не омраченность, а как раз мудрость природы? Извечное состояние Будды, приспособленное, так сказать, к местным особенностям :)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #11 : 26 ФХЪРСап 2011, 21:12:23 »
Это ценное замечание. Таким образом, можно различить омрачённый инстинкт и не омрачённый. Источник омрачённого инстинкта - первичное чувство я.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #10 : 26 ФХЪРСап 2011, 21:02:37 »
Источник инстинкта - первичное чувство я.

Инстинкты можно обнаружить там, где вряд ли есть чувство я.
Рефлексы это образцы инстинктивного поведения, например.
Характерными признаками инстинктов является применение без необходимости в обучении и, как подсказывает википедия:
Цитировать
A true instinct is distinguished from other behaviors by mechanism; they do not go through the brain. Rather, the stimulus travels to the spinal cord and the message is then transmitted back through the body, tracing a path called the reflex arc.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100