Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Об иллюзорности "я" (plot)  (Прочитано 13721 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #39 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:20:49 »

Эмоция ребёнка и эмоция взрослого одинаково омрачены. Инстинкт, порождающий их это источник омрачения и соответственно сам по себе омрачающий фактор.
Источник инстинкта - первичное чувство я. Животное не может физически выжить без инстинкта и не может, соответственно, не пребывать в связанном с инстинктом страдании.
Что буддист мог бы назвать сущностью? Сознание вне помрачений.
Корни омрачений - ненависть, алчность и неведение. По сути они паразитируют на просветлённой природе. Нельзя сказать, что они имеют в ней, в этой просветлённой природе, корни.

 Интересно, насколько можно применять идею омраченности к животным или младенцам.

Скажем, ребенок испытывает голод и плачет, пытаясь, видимо, привлечь внимание матери доступными ему способами. Что именно здесь омрачено? Почему биологические реакции  попадают в категорию страдания? И разве бодхисатва не испытывает чувство голода и не пытается разрешить эту проблему доступными ему способами? Наверное, бодхисатва тоже иногда бывает голоден - но не обязательно это страдание, он, так сказать, не драматизирует ситуацию. Возможно, то же относится и к младенцу, у которого еще и личности-то нет. Испытывая голод и заходясь в крике, он не страдает, а просто привлекает внимание, делает то, что необходимо для удовлетворения потребности.
Не страдает ли? Вот в чём вопрос. Животное испытывая боль - не страдает ли? В буддизме различают несколько видов страдания. Физическое, "прямое", страдание - самый грубый вид и он свойственен ребёнку и животному. Само по себе раздражение болевых рецепторов не является страданием. Бодхисаттва может воспринимать то, что мы называем болью, именно так - не как боль, а как феномен. Без вовлечения.
Эмоциональная сфера человека возникла задолго до появления самой духовной проблематики - иллюзорности нашего представления о "я" и т.п.

Насколько правомочно мерять этими относительно поздними критериями те древние механизмы, которые в нас действуют?
 

Духовные традиции, как мне представляется, все-таки направлены на решение проблем омраченности у "падшего" более или менее зрелого человека, а не у животных и младенцев. Наверное, инстинкт, выработанный миллионами лет эволюции, становится источником омраченности только тогда, когда он не адекватен ситуации, в которой находится организм (то есть нарушена гармония, произошло "грехопадение", возникла расселина между организмом и средой).
Буддизм тоже не пытается исправить ребёнка или животное. Собственно, с т.зр. буддизма положение ребёнка или животного безнадёжно (до тех пор, пока они остаются таковыми), и всё, что нам остаётся - облегчить их страдания. А вот человеку невероятно повезло что он человек. Потому что он может стать буддой. Это - великий шанс.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #38 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:16:27 »
И психологи. Например, темперамент, склонность к тем или иным эмоциональным состояниям - это заложено в ребёнке генетически.
Это только так кажется, что темперамент передаётся генетически. Просто, живя с холериком, ребёнок становится из-за подражания холериком. В спокойном окружении велика вероятность того, что и ребёнок тоже будет спокойным. Полностью гарантировать нельзя ввиду того, что семья - не единственное место для подражания у ребёнка.

Цитировать
Вы сказали, что младенец являет собой табула раса и нам нужно вернуться к этому состоянию. То есть, стереть весь жизненный опыт, да?
Во-первых, это не сотрётся по-любому. Ну, разве что амнезия поспособствует. И, во-вторых, я имела в виду духовность: она также имеет свойство накапливаться.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #37 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:15:18 »
Ответила. Sapienti sat. :)
Аналогия:
Вопрос: что такое Луна?
Ответ: Луна вращается вокруг Земли.

Я спросил: что такое "внутри" и что такое "извне"? Дайте определение. Признаки. Вот гены - это извне или изнутри? В чём разница? Если изнутри, то ведь они претерпели влияние извне и сами оказывают влияние на сознание, а если извне, тогда что такое внутри?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #36 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:14:23 »

Эмоция ребёнка и эмоция взрослого одинаково омрачены. Инстинкт, порождающий их это источник омрачения и соответственно сам по себе омрачающий фактор.
Источник инстинкта - первичное чувство я. Животное не может физически выжить без инстинкта и не может, соответственно, не пребывать в связанном с инстинктом страдании.
Что буддист мог бы назвать сущностью? Сознание вне помрачений.
Корни омрачений - ненависть, алчность и неведение. По сути они паразитируют на просветлённой природе. Нельзя сказать, что они имеют в ней, в этой просветлённой природе, корни.

 Интересно, насколько можно применять идею омраченности к животным или младенцам.

Скажем, ребенок испытывает голод и плачет, пытаясь, видимо, привлечь внимание матери доступными ему способами. Что именно здесь омрачено? Почему биологические реакции  попадают в категорию страдания? И разве бодхисатва не испытывает чувство голода и не пытается разрешить эту проблему доступными ему способами? Наверное, бодхисатва тоже иногда бывает голоден - но не обязательно это страдание, он, так сказать, не драматизирует ситуацию. Возможно, то же относится и к младенцу, у которого еще и личности-то нет. Испытывая голод и заходясь в крике, он не страдает, а просто привлекает внимание, делает то, что необходимо для удовлетворения потребности.

Эмоциональная сфера человека возникла задолго до появления самой духовной проблематики - иллюзорности нашего представления о "я" и т.п.

Насколько правомочно мерять этими относительно поздними критериями те древние механизмы, которые в нас действуют?
 

Духовные традиции, как мне представляется, все-таки направлены на решение проблем омраченности у "падшего" более или менее зрелого человека, а не у животных и младенцев. Наверное, инстинкт, выработанный миллионами лет эволюции, становится источником омраченности только тогда, когда он не адекватен ситуации, в которой находится организм (то есть нарушена гармония, произошло "грехопадение", возникла расселина между организмом и средой).

 
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #35 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:10:52 »
Ну, психологи с Вами бы не согласились.

Вы, наверное, хотели сказать не психологи, а генетики. Трудно поспорить. Но здесь речь идёт не о генах.
И психологи. Например, темперамент, склонность к тем или иным эмоциональным состояниям - это заложено в ребёнке генетически. Вы сказали, что младенец являет собой табула раса и нам нужно вернуться к этому состоянию. То есть, стереть весь жизненный опыт, да?
Цитировать
У младенца УЖЕ много чего поназаписано. В генах, хотя бы. Или Вы имели в виду человека ещё до того как он был зачат?  :)

Генетика отражается, в основном, на физиологии потомства и предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Духовность же невозможно приобрести по наследству. :)
Что такое духовность?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #34 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:05:40 »
Ну, психологи с Вами бы не согласились.
Вы, наверное, хотели сказать не психологи, а генетики. Трудно поспорить. Но здесь речь идёт не о генах.

Цитировать
У младенца УЖЕ много чего поназаписано. В генах, хотя бы. Или Вы имели в виду человека ещё до того как он был зачат?  :)
Генетика отражается, в основном, на физиологии потомства и предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Духовность же невозможно приобрести по наследству. :)

Вы не ответили на мой вопрос.
Ответила. Sapienti sat. :)


 
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #33 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:03:10 »
Что такое "извне" и "внутри"?

Накопление негативного материала ("зашлаковка") происходит извне. Проникая внутрь человека и оставаясь там, - становится внутри.
Вы не ответили на мой вопрос.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #32 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:02:38 »
Что такое "извне" и "внутри"?

Накопление негативного материала ("зашлаковка") происходит извне. Проникая внутрь человека и оставаясь там, - становится внутри.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #31 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:02:23 »
Изначально человек - tabula rasa. Чист, как невинное дитя.
Ну, психологи с Вами бы не согласились. У младенца УЖЕ много чего поназаписано. В генах, хотя бы. Или Вы имели в виду человека ещё до того как он был зачат?  :)
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #30 : 27 ФХЪРСап 2011, 22:00:41 »
Об иллюзорности "я" (по теме): в человеке много чужих личностей - то, что человек в себе идеализирует; то, что человек в себе презирает; то, каким человек себя ложно (!) считает на самом деле; то, каким человек хотел бы стать; то, каким он предстаёт перед другими; то, каким бы он хотел выглядеть в глазах других; то, каким он является на людях и даже не смеет признать этого в себе... Набор, как видите, большой... Кажется, в 4П эти чужие личности называются "ложными личностями"... Так вот, относительно всех перечисленных "я", действительно, правомерно говорить, что их действительно нет, что они иллюзорны... То есть, это не сам человек, а его фантазии или воображение других относительно его...
Как Вы отличаете "истинную" личность от "чужой"?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #29 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:58:55 »
Что такое "извне" и "внутри"?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #28 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:54:37 »

Трудно говорить о том, что есть "извне" и что есть "изнутри". Эти понятия, по большому счёту, номинальны. Корректнее говорить, имхо, об условиях, которые складываются так или сяк.

Сначала - извне, потом - внутри. В результате "присвоения". Изначально человек - tabula rasa. Чист, как невинное дитя. У Христа: "Станьте, как дети!":

3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… (Мф. 18:3)

Очевидно, что нужно вернуться к своей сущности - истинному, подлинному "я".


« Последнее редактирование: 27 ФХЪРСап 2011, 22:24:49 от Неонилла »
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #27 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:47:05 »
Но тогда вот это , --омрачение. Что -это? Чужеродное влияние? Ведь получается, что то его омрачило?

Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse. – "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущениях, кроме самого сознания" (латинская крылатая фраза).

Большая часть всего инородного и чужеродного в человеке приходит извне: в результате воспитания, социализации, коммуникации... Всё откладывается в бессознательном и потом начинает управлять человеком.
Трудно говорить о том, что есть "извне" и что есть "изнутри". Эти понятия, по большому счёту, номинальны. Корректнее говорить, имхо, об условиях, которые складываются так или сяк.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #26 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:43:43 »
Но тогда вот это , --омрачение. Что -это? Чужеродное влияние? Ведь получается, что то его омрачило?

Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse. – "Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущениях, кроме самого сознания" (латинская крылатая фраза).

Большая часть всего инородного и чужеродного в человеке приходит извне: в результате воспитания, социализации, коммуникации... Всё откладывается в бессознательном и потом начинает управлять человеком.

Об иллюзорности "я" (по теме): в человеке много чужих личностей - то, что человек в себе идеализирует; то, что человек в себе презирает; то, каким человек себя ложно (!) считает на самом деле; то, каким человек хотел бы стать; то, каким он предстаёт перед другими; то, каким бы он хотел выглядеть в глазах других; то, каким он является на людях и даже не смеет признать этого в себе... Набор, как видите, большой... Кажется, в 4П эти чужие личности называются "ложными личностями"... Так вот, относительно всех перечисленных "я", действительно, правомерно говорить, что их действительно нет, что они иллюзорны... То есть, это не сам человек, а его фантазии или воображение других относительно его...

 
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Об иллюзорности "я" (plot)
« Ответ #25 : 27 ФХЪРСап 2011, 21:36:50 »
Понятие "чужеродное влияние" в буддизме не имеет смысла. Всё сущее есть сансара и ничего "вне" сансары нет. А если нечто в сансаре, то оно уже тем самым пребывает в омрачении (если это не бодхисаттва). То есть, грязь не может загрязнить грязь.

Об "изначальных" причинах появления омрачений буддизм умалчивает, не считая этот вопрос существенным в деле освобождения. А если попытаться ответить на вопрос о появлении омрачения в нас, то ответ очень простой: карма, то есть причины и следствия. У каждого омрачения имеются свои омрачённые причины и так далее до бесконечности. Это самовоспроизведение омрачения и есть колесо сансары.

Что касается аналога сатаны в буддизме, в буддийской мифологии есть такой персонаж - Мара. Однако, он не является неким фундаментальным отцом лжи и т.д. Не он создал омрачения, хоть он ими и пользуется.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100