Русский человек всегда хотел быть европейцем, оставшись при этом русским. Это — наша основная национальная мечта. Она же и антиномия: как же совместить одно с другим?
Главное отличие русского мышления от традиционного европейского — маргинальность. Мы живем на краю света (точнее, ощущаем себя живущими на рубеже пространств, на фронтире) и поэтому издревле любим крайнее и крайности. Как очень правильно сказал тот же Леонтьев, русский человек может быть святым, но не честным.
Европейская идея, выросшая из античности через христианство и Просвещение: добродетель — это среднее. Чтобы заслужить прощение перед Богом и спасение, не обязательно каждой каплей слезовой течи распять себя на кресте. Достаточно заботиться о своих близких, платить налоги и выбрасывать мусор в нужное время и в нужном месте.
Банальность добра — вот одна из основных идей современной Европы. Которая при определенных обстоятельствах оборачивается банальностью зла, но это уже неизбежная амбивалентность, ибо в человеческой истории нет ничего абсолютного: ни хорошего, ни плохого. Абсолютное — только Там, Где Нас Нет (пока).
Это, конечно, очень скучно. Поэтому и скучали на Западе многочисленные русские эмигранты, феерические и блестящие, которым так не хватало русской маргинальности. Отсюда и рождались завиральные теории типа евразийства.
C.Белковский
Отсюда