Наверное, стоит пояснить, что я имею в виду: помрачения ведь не на пустом месте берутся, это то же следствия работы определенных механизмов. Есть ли смысл бороться со следствиями или, может, лучше поискать причины этих следствий? Вовлеченность в качестве причины не предлагать, поскольку это тоже не причина, а следствие :-)
А борьба со следствиями - это все равно как человек будет, например, постоянно бороться с диареей или диатезом, не обращая при этом никакого внимания на то, что ест-пьет и на прочие возможные причины.
Иногда нужно сначала слегка подразгрести завалы из следствий, чтобы увидеть причины. Например, человеку, одолеваемому диареей, будет не до того чтобы думать о её причинах.
Практически, например, это выглядит так. Мы испытываем негативную эмоцию в какой-то ситуации. Наблюдаем её. С помощью наблюдения учимся худо-бедно останавливать её в момент возникновения. И вот тут-то, в момент этого усилия, этой остановки, у нас есть шанс получить маленький инсайт по поводу её причин. Мы сможем уловить те мгновенные мысли-ассоциации-образы, которые проносятся в голове в этот момент, и понять, с чем они связаны. Если бы мы сразу начали думать о причинах, то скорее ничего не вышло бы: наблюдающий ум не успевал бы ничего увидеть.
Дело тут, на мой взгляд, в мотивации. Зачастую мы становимся настолько привязаны к результату, что, например, неудача в практике вызывает у нас негативную эмоцию, а "удача" - самодовольство.
В чём причина помрачений? Тут ситуация такова, что мы вынуждены двигаться извне вовнутрь, постигая практически всё более глубокие причины и тем самым устраняя всё более глубокие корни помрачений. Хотя само по себе устранение помрачений перестаёт быть значимым довольно быстро. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек сидит в темнице и ковыряет стену, ведущую на свободу, думая, как бы поэффективнее вынимать камни. И в один момент сквозь маленькую трещину он вдруг видит свет. С этого момента стена забыта, камни забыты, он устремляется К свету, а не ПРОТИВ стены. Он рушит стену всеми доступными способами, расширяя лаз, пока не выбирается наружу.
Если говорить о том, что лежит в основе вовлечения - в основе его лежит различение. Когда человек постигает бытийно не-различение, единство всего во всём, он уже не может вовлечься, потому что всё для него приобретает
один вкус.