Из этой же книги:
В суфийской поэзии весьма частым мотивом являются мучения и страдания влюбленного в Прекрасное. Познав Иное, никто не сможет забыть и утратить этого воспоминания никогда. При этом поэт иногда говорит о Возлюбленной, иногда просто о Боге, не делая большого различия между ними. Шекспира многие суфии считали Истинным Суфием, звали его Шейх Пир и очень высоко отзывались о его поэзии, сонетах, как об истинной поэзии влюбленного в своего господина чувств. Если в вашем сердце звучит песня соловья о неразделенной любви и знании прекрасного, знайте - вы истинный суфий. Теперь стихи на эту тему:
Стенанья соловья мне в сердце болью пали,
И утешенья сам себе я не найду...
Так много роз цветет, но кто сорвать их может,
Не испытав шипов опасную вражду?
(Хафиз)
Ты, чтоб в любви достигнуть совершенства,
Учись в мученьях обретать блаженство.
(Саади)
Вокруг пустыня. Жаждою томим,
Я словно разлучен с собой самим.
Мой рот молчит, душа моя нема,
Но боль горит и говорит сама.
И только духу внятен тот язык -
Тот бессловесный и беззвучный крик
(Ибн аль-Фарид)
Я остался, покинутый ею, несчастный и страждущий из-за нее,
словно бы и вдали от нее острия (ее взглядов) до костей моих доходят.
Сказал себе: хитростью да колдовством я скрою внутреннюю рану.
Но не скрыть ее, ведь кровь через мой порог уходит.
(Саади)
Лишь эта боль, в которой скрыт весь "Я" -
Мой бич? Награда страшная моя!
(Ибн аль-Фарид)Нужны ли здесь комментарии? Кто знает, тому не нужны. Кто не знает, тот рано или поздно узнает, встанет и пойдет искать поэзию в себе и в других. Неминуемо. Потому что главной причиной жизни является любовь. Нет таких людей, которые потеряли способность жить.
*. Наконец-то мы можем вернуться к притче Руми. Чтобы перейти к божественному альтруизму, нужно усовершенствовать свое живое начало (
дживу), то есть избавиться от эгоизма. Друг возвращается и снова стучит в дверь
лет через пять - после той же Торы.
Спросил хозяин: "Кто стучится в дверь?"
"Твой друг, что сам тобою стал теперь!"
Хозяин встретил гостя добрым словом.
"Двум "Я" нет места под единым кровом!
Теперь едино наше бытие,
"Твое" отныне то же, что "мое".
Отныне мы не будем, видит Бог,
Разниться, как колючка и цветок!"Кто стучится в дверь? Ответ: Тот, кто поверил словам "Стучите, и отворят вам" (Мф. 7:7).
Твой друг - тот, кто был рожден и наставлен тобой, преданно следовал за тобой повсюду, будучи невидим и исполняя любое (от слова любовь) указание. В завершение игры "прятки-догонялки", выполнив все тяжкие обязанности в мире, заменив Собою в очистительных работах Бога, в конце преподнеся Ему все плоды бесчисленных как песок деяний,
Сам Тобою стал на исходе трудовых времен. Двойственность цельного, разделенность Неба и Земли преодолены, низшее обрело высшее, орел сел на свое гнездо, царь занял законный трон. Дверь открылась, гость входит в приемную. Йога завершена,
дживатман слился с
Параматманом. После выполнения обещания наступает примирение с Богом, Авраам достигает желанного состояния. Авраам теперь неотличимо похож на Бога, он стал богом крепким, князем мира сего (Ис.9:6). В своих деяниях он приравнен к Богу в этом видимом мире. Авраам и Бог - две стороны, проявленная и непроявленная форма единого мира. Они - как две птицы из упанишад, сидящие
на дереве друг против друга.
Все, что не ты, - так суетно и ложно,
Все, что не ты, - бесцветно и мертво.
(А.К. Толстой)Ты - категория высшего. Пока живая душа не слилась с Богом, высшее не соединилось с низшим, пока двое не стали единым, жизнь мертва. Однако Бога можно достичь не через практики, а в истинном бытии. Как достичь этого состояния, здесь не сказано. Христианская традиция говорит только о благодати, но не о способах ее достижения.
*. Отрекшись от мира и уйдя от его бед, ищущий человек встречает Бога. Такая встреча всегда означает внутреннее превращение. Оторвавшись от одного горя, он попадает в объятия другого.
Встреча с ним совершает
со мной то, о чем я
не мог предполагать:
Вместо исцеления - другая болезнь,
теперь от встречи.
(Ибн Араби)Когда заключается договор с Богом и происходит соединение с высшим (
йога), вместо исцеления возникает иссушающее чувство - новая болезнь. Эта болезнь называется любовью. Не иначе обстоит дело и в иудеохристианской традиции. Договор с женщиной может быть заключен лишь на основе любви, это есть Песня Песней.
Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. (Песнь Песней 2:6)В песне
Ядид нэфеш Суламифь поет о встрече с Творцом и Учителем, приносящим любовь. Здесь душа человека взывает к своему Жениху, Авраам обращается к своему Другу и заключает искренний Завет. Этот договор написан кровью - нужно отдать Любимому всю свою душу.
Друг души моей, милосердный мой Отец! Притяни, желающего служить Тебе, к исполнению Твоих желаний - тотчас, как лань, помчится служить Тебе служитель Твой, преклониться перед великолепием Твоим. Подари ему свою дружбу, пусть станет она ему слаще меда.Оказывается, не так легко получить разрешение служить безвозмездно! Просто из любви и преданности. Из одного очарования вкусом вечности и бесконечной молодости. Ведь радость и любовь, как и другие качества Бога, - это несомненно вечная, светлая юность. На Востоке эпизод с Суламифью описывается так:
Тогда связав свои черные, мягкие, тонкие и безупречные волосы с вьющимися локонами в одну тугую косу, темноокая и нежно улыбающаяся перебросила ее через правое плечо и скрыла. Надев единственное черное, очень грязное, хотя и дорогое, платье и приняв облик прислужницы-сайрандхри, Бродила Кришна повсюду, словно потерянная. (Махабхарата IV.8 )Небольшие различия в именах и месте, где разворачиваются события, несущественны. Все это происходило сейчас, на наших глазах, здесь, в этом мире.
Великий, Прекрасный, Сияние мира! Душа моя больна любовью к Тебе. Умоляю, Бог мой, пожалуйста ,излечи ее, раскрыв ей сияние Свое. Этим окрепнет, излечится она и станет навечно счастливой.Так выглядят первые строки небезызвестного договора, осуществленного как самый счастливый дар судьбы, как небывалая удача, как исполнение мечты...
<...>