Как отсюда можно сделать вывод, что не нужна школа, традиция, наставник?
А я такого и не говорил...я сказал что в ЧП есть только самоинициация...это не я придумал, это сам ГИГ сказал...Т.е. все остальное вторично...учитель там или группа...
Вы знаете, theitan, насчет вторичности - это большой вопрос. Вряд ли из слов ГИГа можно сделать вывод насчет вторичности школы или наставника (тем более, что по определению, "школа - это всегда закрытый круг с инструктором в центре").
Самостоятельные усилия необходимы так же, как и усилия со стороны школы:
Передача знаний требует усилия как со стороны, которая получает, так и от стороны, которая дает его. Организация содействует этим усилиям или делает их возможными. Эти условия не могут появиться сами по себе.
(П. Д. Успенский. "Совесть: поиск истины")
То есть школа не сделает всего за человека. От него зависит все, от его готовности взять на себя ответственность за результат. Но и от школы зависит все (от методов, наставника, группы - потому что без них усилий в нужном направлении не получится):
Гурджиев объяснял разные аспекты организации школ.
– Школы настоятельно необходимы, – сказал он однажды, – прежде всего, из-за сложной организации человека. Человек неспособен к продолжительному наблюдению за своей личностью, т.е. за всеми её различными сторонами. Это может сделать только школа, школьные методы, школьная дисциплина; человек чересчур ленив; многое он будет делать без должной напряжённости или же вообще ничего не станет делать, воображая при этом, что нечто делает. Он будет напряженно работать над чем-нибудь таким, что не нуждается в напряжённости, и пропустит те моменты, где эта напряжённость насущно необходима. Человек щадит себя; он боится сделать что-то неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности в работе. Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим. Когда человек ставит себе какую-то задачу, он очень скоро начинает потакать себе, стараясь дать на эту задачу простейший ответ и т.д. Это не работа. В работе учитываются только сверхусилия, т.е. усилия, превышающие нормальные, необходимые; а обычные усилия в счёт не идут.
В жизни всё устроено слишком удобно, и это мешает работать. В школе человек находится среди других людей, которые попали туда не по его выбору, с которыми может оказаться очень трудно жить и работать; в школе обычно бывают неудобные и непривычные условия. Это создаёт напряжение между ним и другими; такое напряжение необходимо, потому что оно постепенно сглаживает острые углы.
(П. Д. Успенский. "В поисках чудесного")
Кстати, хочу добавить, что ввиду всего этого идея о том, что "вот именно я - как раз тот самый редкий избранный, у которого получится достичь всего самому, без других людей", всегда нуждается в проверке, как мне кажется. Тот факт, что почему-то как раз в этом уверенных людей вдруг оказывается много (не один и не два), не может не вызывать подозрений, для начала. Кроме того, стоит, как мне кажется, учитывать свойства психики: если достигнуто, пусть даже на основе какого-то самообмана, относительное равновесие внутри, то желания проверить свои идеи и рискнуть потерей этой равновесия часто и не возникает. Напротив, все идеи о необходимости проверки будут обесцениваться, а то и сразу встречаться в штыки. Что же делать, так мы устроены: с каждым прожитым годом становится все сложнее расставаться с привычными убеждениями, потому что очень тяжело отбросить все нажитое непосильным трудом и начать с нуля, когда полжизни, а то и больше, позади. Но и не всем это нужно, по большому счету. Если все вышеизложенное учитывать, то любая идея о собственной уникальности всегда нуждается в двойной, тройной, десятерной проверке, всеми возможными способами. Особенно если принимать во внимание, что зачастую именно убеждение в собственной уникальности и стремление к полной независимости и самодостаточности являются основой для воображаемой личности, и они могут сыграть с человеком весьма злую шутку.