Идейный обмен между иранской и греческой традициями несомненно существовал. С 500 г. до н.э., на который приходится акмэ Гераклита, восстанием в Милете, повлекшим за собой стихийные восстания малоазийских греческих полисов против Персидского завоевания, начинается эпоха непосредственных, прямых контактов греческой и иранской традиций.
<...>
...ранние греческие философы так или иначе были связаны с ближневосточными и, в том числе, с иранской, традициями, а восточные учителя органично включены в ту же цепочку передачи знания. Диоген Лаэртский намечает две линии развития философии; по одной из них, философия впервые появилась у варваров, «у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи», по другой, философия берет начало от эллинов, поскольку Мусей и Лин – эллины[34]. Тем самым Диоген Лаэртский определяет учение магов как философское, и, следовательно, могущее иметь учеников, в том числе и из числа эллинов.
<...>
Если мы обратимся теперь к тем свидетельствам о пифагорейском учении, которые сохранило для нас время, в них мы обнаружим идеи, весьма схожие с иранскими представлениями.
<...>
Излагая, где и чему учился Пифагор, Порфирий говорит, что «начала… математических наук он усвоил от египтян, халдеев и финикийцев,… а всему, что относится к культу богов и прочим жизненным правилам, научился у магов* и у них заимствовал.
Вольф М.Н.
РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ДРЕВНИЙ ИРАН
Источник---------------------------------------
* О магах, или волхвах:
...магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или
священника.
Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов.
Источник