БОГИНЯ И ПОДЛИННОЕ Я.
Я определяю Кундалини одновременно как подлинное Я человека и
как богиню, причем оба эти определения совершенно ясно
приводятся в восточных священных книгах. Говорят,
что, пробуждаясь, Кундалини устремляется вверх по позвоночнику, чтобы
соединиться со своим возлюбленным во всем его великолепии. Но
фактически она не может быть чем-то отдельным от него, она только
может быть все более расширенным осознанием и выражением его. Оба они
изначально вплетены в каждый атом Вселенной. Как в таком случае
эта богиня может быть также нашим Я?
Богиня -- это персонификация, архетип, представляющий нашу личную
врожденную связь с Источником Всего, с вечным существованием, с
мудростью за пределами того, что может постичь разум. Она --
созидающая или формопроизводящая посланница Божественного, обитающая в
каждом живом существе. Эта энергия Кундалини создала модель и
пробудила каждого из нас как уникального индивидуума, приносящего в
мир разнообразные факторы -- мыслеформы, энергии, ментальные и
эмоциональные характеристики, физическую силу и уязвимость, свои
возможности.
Наш ум вовлекается в процесс жизнедеятельности, и мы
отождествляем себя со своим телом, унаследованным генетическим набором
и умственными, чувственными и эмоциональными процессами, утрачивая
осознание своего подлинного Я, или Души, или источника своего существования.
Некоторые психотерапевты предпочитают рассматривать подлинное Я
человека как психический центр более высокого порядка, как пребывающее
над эго, не связанное с эмоциональными травмами и условными реакциями
психики, но все же личное образование.
Карл Юнг считал это Я отдельным от эго и обладающим абсолютной
властью над психикой центром сознания, вокруг которого
сосредотачиваются все другие факторы -- и сознательные, и
бессознательные. Согласно последовательнице Юнга Эстер Хардинг, когда
у человека этот центр активно функционирует, он начинает жить
преимущественно внутренней, субъективной жизнью, и его собственное Я
обретает над ним неодолимую власть. По ее словам, выражением этого
процесса служат высказывания вроде обретения Бога внутри
себя [Хардинг Э. Психическая энергия: ее источник и ее
преобразование].
Хардинг считала, что это Я никогда не может полностью заменить эго,
так как продолжение жизни требует некоего эго-смысла. Однако, так как
эго-сознание ранее уже захвачено неличностным Я, биологическое желание
обретает подчиненное положение, причем инстинкты становятся
относительными и их энергия частично переносится из биологической в
психическую сферу.
Точка зрения Юнга очень похожа на восточную концепцию истинного Я
человека, однако можно было бы сказать, что на Востоке это Я
рассматривается более пристально, или глубже. Это центр, ядро любого и
всякого человеческого переживания, это причина его существования как
такового. Истинное Я человека служит ядром его существа, сущностью
которого выступает энергия/сознание Кундалини, а личное я
является не более чем его отражением. Я -- это сознание, мудрость и
наше жизненное предназначение, и оно без нашего ведома предопределяет,
из чего будут складываться наши переживания, эмоциональная сфера и ум.
Это Я более первично, чем личностное я, то есть предшествует
последнему, оно неотъемлемо и вечно. С ним сложнее соприкоснуться
сознательно, хотя временами оно может спонтанно являть себя, вызывая
состояния благоговейного трепета, которые часто описываются в
мистической литературе. Это может происходить в форме видений или снов
о божествах, ощущения света или блаженства во время медитаций и в
некоторых других редких ситуациях, или же затоплять человека потоком
знания и познания глубинной истины или экстаза.
По-видимому, случаи проявления подлинного Я иногда сопровождаются
архетипическими встречами с богами и богинями, святыми. В таких случаях Я
ведет сознание в сферы архетипов, образуя мосты, с помощью которых мы
можем достичь понимания сути нашего жизненного опыта как человеческих
существ, а также нашего божественного потенциала. Эти архетипические
силы определяют узор нашей жизни. На высших стадиях духовного развития
это подлинное Я утрачивает свой личный характер, становясь
всеобщим Я, и человек испытывает взаимосвязанность всего творения как
единого Я.