Я иногда даже завидую людям того времени - ведь это здорово, жить и решать появляющиеся проблемы, а не мучиться "не следует ли мне отказаться от такого решения". Или вы так не считаете?
У меня детство прошло в деревне. Учился и живу в городе. Иногда я сравниваю эти два образа жизни. Приезжаешь в деревню, действительно, поражаешься спокойствию, неторопливости, смирению в принятии жизни такой, какая она есть. Но здесь я заметил один момент. Такая жизнь напоминает ситуацию, когда смотришь на мир через трубу: картинка небольшая и понятная, передвинул трубу - другая понятная картинка. Но связь между этими картинками сильно ослаблена. Поэтому возникает вероятность повторно натыкаться на решение одной и той же проблемы. Еще слышал такое выражение "Можно сорок лет повторять одни и те же ошибки, а потом назвать это богатым клиническим опытом".
К тому же нужно учитывать современную скорость и колоссальную вариантность жизни.
Ведь почему вообще может возникнуть соображение "а не следует ли остановиться" (слабость тут не в счет, это не наш случай). Такая идея означает, что я сильно сомневаюсь в своем движении-намерении - на пути которого и возникло препятствие. Но при этом я вообще-то себя дураком не считаю, и это самое намерение мое было вообще-то разумным (опять-таки не беру в рассмотрение случай явной ошибки, когда все-таки свалял дурака. Если то, на что наткнулся, обнаруживает такую ошибку, то вопросов-мучений никаких не будет. Скажешь себе "вот балда!" и займешься ошибкой).
То есть. Намерение было разумным (с моей точки зрения), а теперь я сам сомневаюсь в своей же разумности. Причем под разумностью я тут не понимаю одну только рациональность, в данном случае разумность - это как бы я весь целиком. Так что я сильно сомневаюсь в себе целиком. Почти до такой степени, что а не лучше ли бы мне было вообще не быть. И опереться не на что! - это вы очень верно замечаете. Как-то странно, не находите?
Прежде всего, мне нравится эта ваша манера (я про выделенное в скобках) отсекать возможные, но не нужные для ведения главной мысли варианты. Иногда эти цепляния за слова, типа "вы говорите так, но может же быть нооборот", сильно тормозят дело, если вообще не останавливают, вызывая неприятное ощущение упущенных возможностей.
Да, всегда существуют варианты, но нужна некоторая работа мысли, чтобы улавливать основной вариант и не хвататься быстренько за эффектные контаргументы. Такого рода работа мысли позволяет именно ухватить
"русло согласия" с собеседником, плывя по которому вся работа уходит на взаимное предупреждение о поворотах, порогах, водопадах и пр., а не на то, чтобы долбить дырку в лодке коллеги.
А насчет сомнения в себе целиком это вы верно подметили. Это, действительно, глобальное сомнение, а не техническое, которое легко исправляется - и пошел дальше.
Здесь есть особая точка одиночества. Я начинаю намерение-движение, затем натыкаюсь на препятствие и
особо сомневаюсь в правильности намерения. Здесь я замираю и прислушиваюсь, словно лунной ночью в безлюдном месте.
Моя "целиковая" разумность подвергается ревизии в такой вселенской тишине. Эта тишина словно чистый фон, на котором контрастнее становится грязь моей стартовой "разумности". Возможно это и есть та помощь, то на что можно опереться, "то, не знаю что, там, не знаю где". Прежняя "целиковость" несла в себе
существенную ложь. Именно поэтому препятствие вызвало такую экзистенциальную тревогу, взывая к погружению в состояние тишины-одиночества.