Интересно было бы побольше узнать о трактовке третьего понятия веры в буддизме. Правильно ли будет сказать, что такая «вера» близка «смирению» в суфийской и других традициях?
Да, конечно. В буддизме есть такая начальная "добродетель" - довольство, то есть культивирование такого состояния, при котором человек принимает то, что посылает ему жизнь, то, что с ним происходит, не сетуя на судьбу, не порождая новую карму страстным отторжением неприятного и стремлением к приятному. Нечто подобное есть и в суфизме. Естественно, сюда же можно отнести и сострадание, сорадование и любящую доброту, каким-то боком, хотя это уже другие понятия. Можно рассмотреть и другие аспекты понятия смирения. В суфизме это понятие может трактоваться и как понимание своего "отсутствия", равностности, прозрачность Бытию. Буддист приходит к этому же пониманию, но называет это иначе (упекха, равностность) Следующая ступень понимания - и в суфизме и в буддизме - это не просто понимание "отсутствия", а собственно отсутствие - в потоке дхарм, в Абсолюте. Отсутствие какого бы то ни было выделения личностного. Когда "Бог созерцает Бога через Бога". В суфизме это называют фана, в буддизме - нирвана. Эти два слова восходят к одному и тому же понятию - отсутствие, угасание. Но всё это сказанное - то понимание, к которому я пришёл, изучая эти две традиции. Если я в чём-то ошибаюсь, буду рад если меня поправят.
Наверное, к этому типу относится массовая, народная, независимо от конфессий, "бытовая") вера в Бога как в абсолютную трансцендентность, полностью внешнюю по отношению к опыту.
Согласен.
Преданность (англ. - commitment) некогда принятому решению, особая психологическая установка, позволяющая придерживаться его на всех этапах и в различных ситуациях вопреки сопротивляющимся обстоятельствам. Вера как «сила духа».
Согласен.
Насколько я понял, тут речь идет о своеобразном «самовнушении», т.е. о таком состоянии сознания, которое действует на психо-физику человека.
Если так, то в качестве иллюстраций деструктивного действия такой «веры» можно вспомнить примеры из психиатрической практики: феномены «истерической слепоты», например, или «ложной беременности». Пациентка, не будучи беременной, так сильно этого желает, что начинает верить, что беременна. В результате у нее появляются все симптомы беременности (в отдельных случаях – вплоть до растущего живота), кроме, разумеется, плода). Врач исследует хрусталик глаза пациента и выясняет, что какие-либо органические повреждения отсутствуют как таковые, пациент должен видеть. Но он на самом деле ослеп, он не притворяется; было сильное бессознательное желание перестать видеть, связанное с некими травматическими переживаниями.
Здесь сила самовнушения столь велика, что сознание подчиняет себе всю психо-физику и производит реальные изменения в ней. Сюда же – стигматы как пример экстремального самовнушения. Каков конкретный механизм этих явлений, как это работает – если не ошибаюсь, наука этого до сих пор не знает.
Но мне все-таки кажется, что под этим 4-м типом вы описываете две немного разные вещи. С одной стороны – «несгибаемое намерение», психотехника накачивания соответствующей «мышцы» и т.д. С другой – несчастный, умерший от пива, женщина, исцелившаяся от прикосновения Мессии, и мои психопатологические примеры (если они в тему). Было бы интересно попробовать их различить…
Да, это интересная тема. С моей точки зрения, случай с аборигеном и магом-толтеком - это явления одного порядка. Разница в том, что у аборигена эта мышца, будучи весьма накаченной,
неуправляема. А точнее управляема слепой верой и прочими такими вещами. Впрочем, тут действительно есть с чем разбираться.
Несгибаемое намерение очень хорошо иллюстрируется вот каким примером: в осознанном сновидении мы, например, не можем пройти сквозь стену, хотя она вроде бы не более чем создание нашего сознания. Почему? Определённые предустановки восприятия, если угодно - автоматическая вера - работают помимо нашей воли. Однако, мы можем развить несгибаемое намерение пройти сквозь стену в ОС, внушить себе, что стена эта - проходима. И в конце концов сделаем это.* Видимо, несгибаемое намерение действительно сродни самовнушению. Во всяком случае, никаких других феноменов, связанных с тем, что можно было бы назвать несгибаемым намерением, и что не укладывалось бы в это определение, я не знаю.
---
*Пройти сквозь стену можно и без несгибаемого намерения - просто за счёт более совершенного понимания действительности, когда человек видит "истинную природу" стены. В конце концов, такое вИдение подобно лишь тому, как мы, увидев в сумерках на дороге змею, приглядевшись, понимаем, что это всего лишь канат.
Интересно, к чему можно было бы отнести тертуллиановское «верую ибо абсурдно» или типологически схожую веру Авраама? Вроде бы, в предложенной схеме места для нее не оказывается. Это вера в ситуации полного отсутствия оснований для нее, более того – присутствуют все основания, ее опровергающие. Стало быть – вера как основание самой себя. Киркегоровское Отчаяние…
На мой взгляд, это всё же примеры первого рода веры. Определённые постулаты принимаются некритически. Разница лишь в том, что это принятие производится сознательно. Однако от этого такая вера не становится более конструктивной.
И я добавил бы еще как минимум один житейско-психологический тип веры. Прямого отношения к религиозной вере он может не иметь, но в путанице понятий тоже иногда участвует.
Это вера как надежда. «Ничего другого не остается, кроме как верить». Все реальные факты и расклады говорят против успеха какого-либо предприятия, но я продолжаю верить в его успешный исход. Вера на грани отчаяния (но с тертуллиановско-киркегоровским типом веры сходство чисто внешнее и формальное).
Сюда же (?) - «верить в лучшее», «все будет хорошо». Неизвестно почему, непонятно, на каких основаниях, но – будет, обязательно будет. Безосновный оптимизм, чисто ментальная расположенность к лучшему, без требования усилий для его достижения. «Мне повезет».
Но, наверное, слово «вера» при характеристике этого явления оказывается просто лишним, - правильнее было бы называть это надеждой.
Если смотреть на это явление в масштабах, так сказать, жизни и судьбы:), то, пожалуй, именно его имел в виду Данте: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Про такую экзистенциальную Надежду как то, что блокирует возможности развития сознания, роста личности и т.д. хорошо написано у М.К. Мамардашвили.
Да, это правильнее назвать надежной, однако, как Вы сказали, такая трактовка слова "вера" тоже участвует в путанице. Так что добавляем в копилку.
Отчасти это сравнимо с практикой доверия, описанной в третьем пункте. Однако, такая вера может быть продиктована и аффектами - желанием закрыть глаза на неприятную перспективу. И тогда тут скорее уже пункт 1.
Интересный вопрос как вера в неправду проникает в сознание, ведь куча народу верит в полный бред.
Склонность к некритическому принятию тех или иных постулатов заложена в основе человеческой психики и эволюционно она оправдана: ребёнок без такой веры просто не выжил бы. О причинах же аффектированного цепляния за такую веру можно рассуждать долго. Например,
буддизм объясняет это по-своему.