Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Сомнительные (или непонятные) идеи: ты мало кричал на дочку, отец  (Прочитано 8126 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

abram

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1439
  • Reputation Power: 34
  • abram is working their way up.abram is working their way up.abram is working their way up.
    • Просмотр профиля
на месте папы, я бы Гурджиева "отметелил", как сидорову козу, штоп неповадно было безнаказно унижать мою дочь.. .  8) :)

Ну да. А потом объяснить Георгию Ивановичу свой поступок тем, что его мало били в детстве. А человеку необходимы все виды впечатлений. Теперь приходится восполнять пробел в воспитании.

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля



Воспоминание о Гюрджиеве из книги Т. де Гартмана. Пишет Ольга де Гартман:
 
 "Однажды утром г-н Гурджиев и мой отец сидели на скамейке в саду. Мне было необходимо задать
  г-ну Гурджиеву какой-то простой вопрос; в ответ он ужасно накричал на меня, и я увидела, что
 мой бедный отец собирается уйти. Но г-н Гурджиев тут же повернулся к нему и сказал: "Вот, видите, отец, что  Вы заставляете меня делать? Вы никогда не орали на свою дочь, поэтому у неё не было этого  переживания, а для людей необходимы все виды впечатлений. Итак, я вынужден теперь делать это вместо Вас..."
 
 Томас де Гартман. Книга о господине Гурджиеве.Скт.-Пб.,2003.С.130.

Перенос отсюда


 
Идея: "кричать на ребенка хорошо, поскольку необходимы все виды впечатлений"

на месте папы, я бы Гурджиева "отметелил", как сидорову козу, штоп неповадно было безнаказно унижать мою дочь.. .  8) :)

abram

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1439
  • Reputation Power: 34
  • abram is working their way up.abram is working their way up.abram is working their way up.
    • Просмотр профиля
Ваши надежды оправдались. Я не понял, что означает эта ваша фраза:

Надеюсь что не поймёте меня правильно :) .

 :)

Ник

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 323
  • Reputation Power: 5
  • Ник has no influence.
  • Это лишь моё мнение
    • Просмотр профиля
Я стараюсь не отвергать ничего. Но подобное мнение сразу же само себя отвергает так как судит правильно-неправильно а кто судит? Если брать мнение как возможный взгляд на вещь, конечно оно ценно, но так ли это мнение представленно???Меня поражает умение людей из очень простых вещей делать очень сложные.Учение Гурджиева это изучение механики. Это банально просто. Если Вы в жизни натыкались на подозрение о своей механичности, то учение Гурджиева может помочь изучить это более глубоко, широко, детально. Заблуждаться тут довольно трудно так как это не учение идей а изучение себя. Изучение себя не возможно если это Вам не нужно. Возможно что очень сложно понять что Вам нужно. Но если жизнь Вам помогла в том чтобы понять сто Вам нужно и эти нужды с методами и путём Гурджиева соотносятся, то учение может помочь в том что Вам нужно. Ну а если не нужно, то и  делание из этого психологии или философии означает только то что Вам нужно. Значит Вам нужна философыия и психология а не изучение себя чисто по методу и подходу как к механизму.Ну что-то вроде этого :). Надеюсь что не поймёте меня правильно :).
Практически ничего из сказанного мной доказать не могу, лишь аргумментировать сколько это позволяет взаимопонимание терминов.

abram

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1439
  • Reputation Power: 34
  • abram is working their way up.abram is working their way up.abram is working their way up.
    • Просмотр профиля
хотя у меня есть подозрение что действительно книги и Гурджиева и истинных последователей направленны именно в помощь таковым-же а не служат биографическими или только биографическими и я лично мало верю что у автора было намерение биографировать.
Может быть у автора как раз и была цель написать "биографическую" книгу, рассказывая о фактах без их оценки?

Ник, вы способны взглянуть на деятельность Георгия Ивановича и под другим углом. Например:

Цитировать
<...> Гурджиев обладал очень сильной личностью и он применял различные упражнения, о которых он либо где-то слышал, наблюдал, либо полу-выучил на совершенно наивной публике, в том смысле, что у этих людей не было никакого опыта, чтобы судить (да это и не поощрялось организацией) о том, предназначены ли эти техники и лекции для них и приносят ли они им пользу.<...>

Или еще:

Цитировать
<...> В то время когда он [ГИГ] появился на "сцене" в Европе почти ничего не знали о Суфизме и Традиции. Книги, манускрипты, конечно же, существовали, также как и переводы различных учителей, но сама живая форма Традиции, такая как была, например, в Средней Азии и других странах Востока, не была понятна Западу. Поэтому, для него не представляло большого труда появиться со своей системой и своей организацией, которая много наобещала людям, и которая пользовалась, мягко выражаясь, нестандартными методами и тактикой, перенятыми им у своих учителей, но применяемые им в совершенно неприемлемом виде.
И в этом заключается огромная опасность. В начале расцвета Суфизма учителя часто учили методами, которые не всегда подходили для любых ситуаций, любого места, частично потому, что они пользовались методом "takkan", или "шоко-терапия", чтобы разбудить людей и заставить их думать, и частично из-за того, что техника, которой они были обучены, могла применяться ими в ещё не совсем подходящих для этого условиях. Эти техники ещё не были достаточно модифицированы, для "переваривания" их другими культурами. Поэтому то и было много сюрпризов…
… Многие из этих тактик были применены Гурджиевым спорадически - "Если нам удастся сегодня провести, то проведём" - или как не ассимилированная форма оригинального учения. <…>

<…> Если вы внимательно проследите и проанализируйте некоторые техники и тактику применяемые Гурджиевым, то нетрудно будет увидеть, что они были "полу-сваренные". Есть большая разница между выученным приёмом и знанием когда его применять. Можно освоить самую совершенную технику в мире, но если вы примените её в несоответствующей ситуации и не вовремя, то она провалится. Необходимо сознавать время, необходимость, место и кто перед тобой. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, то результатом явится замешательство и внутренний конфликт – это, по меньшей мере, а по большому счёту - огромный вред человеку.

Я не буду указывать автора этих строк. В общем-то, какая разница, кто это сказал. Но, может быть, это мнение не стоит сразу же категорично отвергать?  Ведь и сам Георгий Иванович призывал к беспристрастности. Или вы даже не допускаете такого варианта, что Георгий Иванович мог в чем-то и заблуждаться?

Ник

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 323
  • Reputation Power: 5
  • Ник has no influence.
  • Это лишь моё мнение
    • Просмотр профиля
Būtent taip ir yra :).
Практически ничего из сказанного мной доказать не могу, лишь аргумментировать сколько это позволяет взаимопонимание терминов.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Ну пуркуа не па так не па  :)
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

Ник

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 323
  • Reputation Power: 5
  • Ник has no influence.
  • Это лишь моё мнение
    • Просмотр профиля
Ник, а можете все это продублировать попозже с точки зрения банальной эрудиции? ИБО!.. иначе вы как-то уже не воспринимаетесь - механика, ё..  :-\ :D
Я же говорил, я не учитель, нет так нет :) . Если не к чему приклеить то и нечего пытаться :) . Если влияния не притягиваются самим собой то их и не затолкнёшь. Если у Вас нету нужды к таким вещам о которых я говорил, то и оставьте это... Может я просто сумасшедший? :)
Практически ничего из сказанного мной доказать не могу, лишь аргумментировать сколько это позволяет взаимопонимание терминов.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Уместно будет сказать, что уже давно я сковал себе особый «панцирь», так как очень хорошо знал приступы гнева Г. И..

Может быть развитие такого отношения когда чужие отрицательные эмоции не задевают и было целью.

Вполне может быть, и подобные описания у меня вопросов не вызывали, даже если этот метод - с криками - мне не кажется таким уж замечательным и эффективным.

Допустим, что ГИГ тренировал Ольгу, чтобы ее не задевали чужие отрицательные эмоции. Но в ситуации также задействован ее отец (видимо, не являющийся учеником) и дается странное объяснение крика - отец не делал, когда Ольга была ребенком, поэтому ГИГу приходится взять эту роль на себя. Именно эта часть вызвала у меня сомнение.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Ник, а можете все это продублировать попозже с точки зрения банальной эрудиции? ИБО!.. иначе вы как-то уже не воспринимаетесь - механика, ё..  :-\ :D
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

Ник

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 323
  • Reputation Power: 5
  • Ник has no influence.
  • Это лишь моё мнение
    • Просмотр профиля
Добавлю и прибавлю ещё :) . Просто так действительно необычное не показывают. Как автор ветки так и автор книги, отрывок из которой представлен, имел или имеет свои причины показа этого необычного. У автора было много о чём написать но он выбрал именно это и именно в такой форме. Примерно ясно что автор был человек необычный а может и даже выше чем мы можем себе представить. Что он хотел вызвать в читателе показом этого и в каком читателе (в последователе учения который воспримет совершенно иначе чем не прикоснувшийся к учению) это под вопросом, хотя у меня есть подозрение что действительно книги и Гурджиева и истинных последователей направленны именно в помощь таковым-же а не служат биографическими или только биографическими и я лично мало верю что у автора было намерение биографировать. Тоесть на эту книгу можно посмотреть как на произведение искусства, а каждое произведение искусства обьективно оно или нет старается произвести впечатление которое автор хочет произвести или передать пользователю. В этом случае я бы задумался о том как я реагирую на всё это? И естественная, можно сказать наиболее механическая реакция это обьяснить. Наш ум не может допустить чтобы что-то осталось не обьяснимым, и даже в этом случае, уже заведомо как бы явном, что лезть в чужие отношения нету смысла, ум всё равно при всей неадекватности обьяснений и абсурдности рвётся обьяснить. Мы просто не способны признать что есть вещи которых мы не способны понять... Но если понять это, что есть вещи которые мы не способны понять, может появиться желание понять и это желание может и притянуть нужные влияния. Ежели мы стараемся обьяснить то это может быть приравнено к старанию успокоить ум(обьяснил-успокоил) и продолжить дальше спать. То что я говорю не нормально но и не механично, желание обьяснить нормально, можно сказать законно для нормального бытия и наиболее механично.Я конечно не ожидаю что вы поняли что я сказал, но может быть кому-то такое уже наблюдалось или подозревалось и указывая или повторяя такое, я думаю, возможно указать человеку что не совсем уж он одинок в таких подозрениях. Но действительно не стараюсь учить лишь показать если кому интересно, ну а если нет и спроса нет :) .
« Последнее редактирование: 01 бХЭвпСап 2012, 16:18:25 от Ник »
Практически ничего из сказанного мной доказать не могу, лишь аргумментировать сколько это позволяет взаимопонимание терминов.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
"Кричать на ребенка хорошо, поскольку необходимы все виды впечатлений".

Мне кажется, это использование принципа: яд в малых дозах как противоядие.
Если отец иногда кричит на ребенка, у того вырабатывается поведенческая реакция подражания, т.е. умение дать отпор в нужных случаях. Если у ребенка отсутствует такой опыт, он проявляет пассивность в аналогичных ситуациях или избегает их. Гурджиев, нмв, применил своего рода "шоковую терапию", чтобы разрушить этот механизм.
Правда я думаю, что применение "шоковой терапии" без отрицательных последствий, требует немалой любви  исполнителя.
Главное умение, имхо, давая отпор, не вовлекаться в состояние.

Думается, каждый из нас дал комментарий через призму своего опыта. Наглядно  :)
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

ds

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 291
  • Reputation Power: 5
  • ds has no influence.
    • Просмотр профиля
На меня в детстве кричали мало, но когда кричали - я помню, что особенного ужаса никогда не испытывал. Может быть дети все воспринимают не так остро и понимают в глубине что ничего-то с ними от этого крика не будет, родители из дома не выгонят.

Зато когда уже в достаточно взрослом возрасте на меня кричал человек от которого я зависел - это было очень страшно.

Вот еще вспомнил текст, хотя это воспоминания уже 18ти летнего человека

  "Однажды, несмотря на бешеные поиски, мне не удалось найти свежей мяты, которую он больше всего любил. Он вызвал меня с кухни и, взирая на меня разъяренными глазами, начал кричать.

Спокойно я стоял перед его взглядом, не смущаясь, слегка сжав челюсти…

Уместно будет сказать, что уже давно я сковал себе особый «панцирь», так как очень хорошо знал приступы гнева Г. И.. Можно сказать, что он мгновенно прекращал кричать, как только ему казался удовлетворительным результат, которого он хотел добиться. "  (Николас де Валь, Папа Гурджиев)

Может быть развитие такого отношения когда чужие отрицательные эмоции не задевают и было целью.

Виталий.

  • Подозрительный
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1849
  • Reputation Power: 32
  • Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.
    • Просмотр профиля
Мне кажется, объяснение этого случая должно быть простым. Могу предложить 2 варианта.
 
1) Ольга, как и некоторые другие люди, считающие себя интеллигентными, имела дурную привычку вмешиваться в разговоры страших, или бесцеремонно подходить со своими вопросами к старшим, когда они разговаривают. Так она поступала и по отношению к учителям (Гурджиев, отец). В этот раз, когда она подошла и перебила разговор  Гурджиева и отца (ей, видите ли "надо было задать какой-то вопрос"), Гурджиев рявкнул на нее. Вряд ли в своих воспоминаниях Ольга воспроизвела объяснение Гурджиева дословно, да и вряд ли она могла его слышать. Скорее всего, Гурджиев сказал отцу, что он вынужден делать это, т.к. в свое время отец не пресек подобное поведение дочери, а теперь он должен за него заниматься ее воспитанием. Потом Ольга спросила Отца, что сказал Гурджиев, Отец пересказал ей слова Гурджиева, сгладив неприятные моменты. Прошло много лет и Ольга пересказала еще раз то, что смогла припомнить.
 
2) Фраза "Вот видите..." (аналогично "Я же вам говорил...") обычно используется для того, чтобы вызвать у человека чувство и вины и облегчить манипулирование им. Возможно, Гурджиев просто манипулировал Гартманом. Хотя не знаю, зачем бы это эму было нужно, разве только для того, чтобы держать его в качестве "материала".
Пенсия macht frei

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Воспоминание о Гюрджиеве из книги Т. де Гартмана. Пишет Ольга де Гартман:
 
"Однажды утром г-н Гурджиев и мой отец сидели на скамейке в саду. Мне было необходимо задать г-ну Гурджиеву какой-то простой вопрос; в ответ он ужасно накричал на меня, и я увидела, что мой бедный отец собирается уйти. Но г-н Гурджиев тут же повернулся к нему и сказал: "Вот, видите, отец, что  Вы заставляете меня делать? Вы никогда не орали на свою дочь, поэтому у неё не было этого  переживания, а для людей необходимы все виды впечатлений. Итак, я вынужден теперь делать это вместо Вас..."
 
Томас де Гартман. Книга о господине Гурджиеве.Скт.-Пб.,2003.С.130.

Перенос отсюда

Идея: "кричать на ребенка хорошо, поскольку необходимы все виды впечатлений"

Честно говоря, я не увидела тут противоречия между текстом ПДУ и историей, рассказанной Ольгой де Гартман. Мне кажется, что это разные темы.

Объясню подробнее. Но прежде я хочу поблагодарить Вас, wayter, за очередную возможность рассмотреть пристальнее ситуацию противоречия (явного или мнимого) во взглядах основателей системы ЧП - ну или, как минимум, за возможность рассмотреть пристальнее те места в эзотерических учениях, которые могут вызывать напряжение у последователей учений :-) Обычно противоречия игнорируются, а точки напряжения обходятся, и самому заметить эти конфликты нелегко - что ж, немудрено, такова природа психики. Чтобы рассмотреть проблему, необходима некая, если использовать терминологию психоанализа, конфронтация - и вопросы о возможных противоречиях в системе ЧП тоже становятся точками такой конфронтации. Разумеется, способы ухода от этого конфликта или его обхода могут служить неплохим материалом для наблюдения собственных реакций :-)

Так вот, попробую объяснить свою точку зрения: почему я не вижу противоречия между тестом ПДУ (хотя этот текст сам нуждается в подробном рассмотрении и пояснениях) и ситуацией, описанной Ольгой де Гартман.
Приведу, для начала, более расширенную цитату из книги Томаса де Гатмана:
Цитировать
Другое очень сильное напряжение для нас лично было связано с прибытием моих родителей и моей сестры, потому что преклонный возраст моих стариков не позволял им принимать участие в нашей деятельности, и это их раздражало.
Я уже упоминала раньше, что они приехали потому, что г-н Гурджиев в утро того дня, когда с ним произошел несчастный случай, настоял на том, чтобы я написала им письмо и сообщила о необходимости их немедленного приезда. У него было предчув­ствие того, что произойдет в Петрограде. Для них были приготов­лены комнаты в «коридоре монахов» рядом с нашей комнатой, и они прожили там до 1929 года. Что для них было самым трудным и причиняло страдание, так это безжалостная манера, с которой г-н Гурджиев очень часто говорил со всеми нами, своими ученика­ми. Мы также были возмущены этим, но мы знали, что находимся здесь в силу определенной причины, и поэтому мы принимали это.
Однажды утром я увидела, как г-н Гурджиев и мой отец сидят на скамейке в саду. Я должна была задать ему один простой воп­рос; в ответ он ужасно накричал на меня, и я увидела, как мой бедный отец собирается уйти. Но г-н Гурджиев тут же повернулся к нему и сказал: «Вот, видите, отец, что Вы заставляете меня де­лать? Вы никогда не орали на свою дочь, поэтому у нее не было этого переживания, а для людей необходимы все виды впечатле­ний. Итак, я вынужден теперь делать это вместо Вас...» Мой отец тут же изменил свое отношение, и я могла видеть по выражению его лица, что он понял, что все, что делает г-н Гурджиев, делалось для того, чтобы вызвать в нас новые переживания.
Ольга пишет, что ученики были "часто... возмущены" тем, как Гурджиев с ними обходился, но при этом они знали, что находятся "здесь в силу определенной причины, и поэтому... принимали это". Разумеется, ее родители, будучи в преклонном возрасте и не будучи осведомленными обо всех "условиях игры", вряд ли могли понять и принять все ситуации, вызывавшие напряжение у учеников Гурджиева (и это при том, что мы вполне резонно можем предположить, какая участь могла ожидать родителей Ольги в случае, если бы они остались в Петрограде). Особенно если учесть, что они наверняка были вольными или невольными свидетелями всех интенсивных переживаний Ольги, Томаса и, возможно, других учеников - а переживания эти несомненно были вызваны, в первую очередь, действиями Гурджиева. Вообще, если прочитать всю книгу де Гартмана, то становится очевидна вся сила эмоций и чувств Томаса и Ольги в процессе взаимодействия с Гурджиевым: и неуверенность в своих действиях, и страхи, и разочарования, и очарованность, и раздражение, и злость, и преданность - все эти чувства по очереди, а порой и одновременно, возникают у авторов книги. В то же время Томас де Гартман пишет:
Цитировать
Г-н Гурджиев довольно часто говорил с нами вечерами, когда мы собирались в гостиной. Например, он сказал, что может дать нам работу для эмоционального центра, но никто, казалось, не понимал, что он имеет в виду, а мне и некоторым другим это показалось странным. Но на следующий день я начал понимать, когда в результате некоторой неуклюжести с моей стороны он назвал меня «балдой». Это уязвило меня очень глубоко, и чувство это не проходило в течение некоторого времени. Но в тот же ве­чер г-н Гурджиев сказал мне: «Итак, Фома, сегодня ты кое-что получил». Я понял, что работа над эмоциональным центром нача­лась, и все угнетающие меня эмоции исчезли. Я снова увидел, что если бы я стал кипеть гневом, то моя задача заключалась бы в том, чтобы бороться с ним внутренне и не проявлять его. В связи с этим г-н Гурджиев однажды сказал мне, что никогда не следует злиться и негодовать на такие комментарии в Работе, но рассмат­ривать их как исцеляющее лекарство. Однако искусство, с кото­рым г-н Гурджиев наносил нам эту боль, было так велико, его маска была столь совершенной, и он так хорошо играл свою роль, что, несмотря на то, что мы уже заранее решили не реагировать и помнить, что все это делается, чтобы помочь нам, — всякий раз, когда это переживание происходило, мы были совершенно увере­ны в том, что перед нами стоит холодный и даже жестокий чело­век. Мы приходили в бешенство, были возмущены, и против воли протесты взрывались, как выстрелы из ружья. Тогда г-н Гурджиев изменялся в лице. Его лицо принимало свое обычное выражение, но выглядело очень печальным, и он уходил прочь, не говоря ни единого слова. Нас тогда терзало чувство страшного недовольства собой. Мы «забыли», не «помнили», почему мы сюда пришли, и вот прореагировали неподобающим образом.
Если учитывать этот нюанс, этот текст, если о нем постоянно помнить, то поведение Гурджиева как минимум приобретает еще один аспект, а как максимум предстает перед нами в совсем ином свете. Но я многого не понимаю в этом, и поэтому мне сложно судить; возможно, с точки зрения современной психологии некоторые методы Гурджиева выглядят чрезмерно жесткими - в то же время вряд ли кто-то может до конца адекватно судить о ситуации, не будучи погруженным в нее и не зная индивидуальных особенностей всех задействованных в ситуации лиц. Так или иначе, мне кажется очевидным, что в описанной Ольгой ситуации действия и объяснения Гурджиева были адресованы отцу Ольги, а не ей самой: из контекста видно, что она наверняка была осведомлена о том, что в случае негативных реакций со стороны Гурджиева ее задача - наблюдение за собственными чувствами и эмоциями, а не оценка правоты "наезда", и вряд ли у нее поведение Гурджиева вызвало шоковую реакцию; судя по тексту, для нее намного важнее была реакция отца в этот момент. В то же время Ольга указывает, что ее отец был удовлетворен объяснением (косвенным указанием на это является упоминание именно об этом случае, а также о том, что ее отец изменил свое отношение как раз после этого). То есть такое объяснение (впрочем, мы не знаем, сколько неуспешных попыток объяснений было до этого) оказалось приемлемым для отца Ольги - по крайней мере, если ей верить. Для нее самой, судя по рассказу, объяснения поведению Гурджиева в данном случае не требовалось. Собственно говоря, для отца Ольги сама логичность объяснения могла быть не столь важна - для него могла быть более важной приемлемость этого объяснения в рамках его картины мира; а из текста понятно, что он не был учеником Гурджиева и его больше интересовало, насколько Гурджиев заботится о благе его дочери. Если же цель (спокойствие родителей и уменьшение переживаний Ольги) была достигнута приемлемыми для участников ситуации средствами, то, надо полагать, в этом и состоял смысл действий Гурждиева. Разумеется, это не значит, что действия Гурджиева и других "героев" ситуации не могут быть подвергнуты этической оценке - но это уже область деятельности специалистов в области психологии, вряд ли все участники данного обсуждения обладают необходимыми для этого знаниями и опытом. Впрочем, для психологов подобная тема тоже может оказаться неоднозначной, по некоторым причинам.
Сам текст де Гартманов мне кажется местами противоречивым; некоторые описания, с моей точки зрения, свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов у авторов, а пассажи типа "искусство, с кото­рым г-н Гурджиев наносил нам эту боль, было так велико, его маска была столь совершенной, и он так хорошо играл свою роль" вызывают много вопросов и подозрений - может, Гурджиев вел себя вполне непринужденно, но автору этих слов так хотелось верить в исключительность и совершенство своего учителя? или автор сильно отождествлялся с раздражающей ситуацией, но относил это раздражение совсем не на счет своей способности легко и быстро отождествляться с собственным раздражением, а на счет виртуозности действий Гурджиева? :-) Но я еще раз хочу подчеркнуть, что я не особо-то в этом всем разбираюсь, и мне сложно судить, как там на самом деле все было, и насколько Гурджиев "перегибал палку" в общении с учениками и их родственниками.

Текст ПДУ, с моей точки зрения, имеет отношение к другим ситуациям и его, как мне кажется, стоит обсуждать отдельно - учитывая тот факт, что современные педагоги и психологи считают, что детей не нужно "прятать" или каким-либо образом искусственно защищать от отрицательных эмоций, иначе эти дети (а впоследствии - выросшие из них взрослые) не смогут потом нормально взаимодействовать с окружающими, осознавать, переживать и выражать свои отрицательные эмоции и выносить чужие; то есть избегающие всяческих негативных переживаний дети будут впоследствии иметь невротические (в лучшем случае) особенности поведения. Но это не значит, что воспитание должно строиться по принципу "то, что нас не убивает, делает нас сильнее" - потому что такой подход оказывается не менее порочен. В общих чертах - да, дети усваивают в первую очередь родительские способы реакции на любые внешние воздействия, и увлеченность негативными переживаниями перенимают не в меньшей степени, чем увлеченность попытками этих негативных переживаний избежать (что на поверку оказывается той же самой увлеченностью негативом, разве что с "видом в профиль", и формирует "избегающий" тип реакций). Вообще-то, насколько я помню, года полтора назад в одном из англоязычных журналов было опубликовано научное исследование, показывающее, насколько важно для детей, чтобы родители не табуировали выражение негативных эмоций в семье (если кто-то очень заинтересуется, ссылку на исследование могу поискать, сейчас уже не буду копаться в гугловских научных публикациях). А в целом - текст ПДУ вызывает много вопросов, как минимум из-за фразы "в  действительности нет реального центра  для отрицательных эмоций"; впрочем, эта тема уже обсуждалась отдельно, если мне память не изменяет в столь позднее время суток :-)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100