Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Складывается впечатление, что на фоне экономического кризиса тенденция обращения к теме «Духовность в бизнесе» растёт. Всё чаще предметом дискуссий и споров на различных форумах, в творческих проектах (http://www.aspredrt.ru/index.php?_pageid=27&pg=15 (http://www.aspredrt.ru/index.php?_pageid=27&pg=15)), на страницах деловых журналов (http://www.vsetreningi.ru/magazine/business-key/ (http://www.vsetreningi.ru/magazine/business-key/)) и книг*, становятся такие вопросы как:
1) что такое духовность и содействует ли она развитию бизнеса?
2) духовность и бизнес взаимоисключающие понятия?
3) чем определяется наличие в бизнесе духовности?
4) и вообще с чего она начинается для организации и какой от неё прок?
Предлагаю обсудить обозначенную тему, чтобы найти искомые ответы.
И для единства в понимании поначалу определиться с дефиницией ключевого термина.
Итак, что такое духовность?
Духовность (в бизнесе) – совокупность проявлений духа в деятельности организации. А что такое дух организации? Это её философия (система убеждений компании), религия (ценности, правила и принципы), культура и история**.
Духовность – потребность человека принадлежать чему-то большему – Космосу, Богу. Потребность реализовать эту принадлежность через служение, через следование предначертанному. http://www.scckuzbass.ru/index.php?module=content&func=doc_view&id=384&fid=11
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (словарь С. Ожегова).
Духовность – это следование своей миссии, или своему предназначению.
http://www.vashasvetlost.ru/magazine/2007/09/bns/ (http://www.vashasvetlost.ru/magazine/2007/09/bns/)
А каково Ваше определение?
* Литература по теме:
1. Стефан М. «Скрытый фактор успеха. Духовность в бизнесе» http://www.100book.ru/b99016.html /
2. Хендрик Йоханнес Виттевин «Бизнес и духовность. Суфизм в действии» http://www.100book.ru/b256868.html /
3. Йоги Бхаджан «Бизнес и Духовность. Исполнительный ум». http://www.rus-kniga.biz/tv111781-3781544.html
** По материалам диссертации «Психологическое моделирование деятельности фирмы», автор неизвестен.
-
Духовность и бизнес, на мой взгляд - понятия на сегодняшний день - несовместимые
свой бизнес не веду, но часто принимаю участие в обслуживании чужого))
вывод сделан по многолетним наблюдениям..
-
Складывается впечатление, что на фоне экономического кризиса тенденция обращения к теме «Духовность в бизнесе» растёт.
А вот интересно, эта тенденция касается только темы бизнеса и духовности, как некоего исключительного явления или же интерес к духовности растет в целом, и эта тема - лишь частное проявление общего процесса? Другими словами, почему именно "духовность и бизнес", а не "духовность и металлургия", например?
-
А, мне кажется, что совесть (стыд) может объединить духовность с чем угодно.
Даже, с металлургией-)
-
А вот интересно, эта тенденция касается только темы бизнеса и духовности, как некоего исключительного явления или же интерес к духовности растет в целом, и эта тема - лишь частное проявление общего процесса? Другими словами, почему именно "духовность и бизнес", а не "духовность и металлургия", например?
ИМХО: Бизнес в первую очередь преследует прагматические интересы, т. е. интересуется возможностью применения наработок, имеющихся в духовных традициях, для извлечения прямой или косвенной выгоды. В условиях быстро меняющегося, нестабильного рынка для руководителей высшего звена, например, стали очень важны способности к гибкости и быстрым изменениям; бизнес ищет новых знаний везде, и вряд ли духовные традиции могли бы стать исключением из списка возможных источников новых знаний и навыков. Пока обкатываются и формируются достаточно общие принципы; а вот лет через ...дцать не исключены и попытки более узкого применения знаний - с учетом специфики отраслей, например.
-
Другими словами, почему именно "духовность и бизнес", а не "духовность и металлургия", например?
Видимо, потому что духовность имеет отношение к проблемам человека, и бизнес занимается отчасти человеком тоже - психологией, социальной организацией людей, их мотивацией и т.п.
Ну, а металлургия концентрируется на неорганических соединениях )
-
Насколько я понял намерение автора темы, предложено рассмотреть не "только духовность в бизнесе" (т.е. напр. как бы лучше инвестировать свои сидхи), но и их рядоположное существование; поскольку пост kamil-а упомянул вопрос в контексте экономического кризиса, будет интересно вспомнить т.зрения советских иследователей. В противовес ученым стран буржуазного Запада, которые считали, что людей к духовности будто бы влечет Неразрешимость-Экзистенциального-Со-Стояния-Человека-в-Мире-и-Теде, они единогласно утверждали, что к духовному во все времена прибегали в результате соц.-экономических фрустраций. То есть сейчас, если вести учет по ханакам мира, можна будет проверить владели ли совец. ученые верным методом, применит. к социологии религии ;)
-
ИМХО: Бизнес в первую очередь преследует прагматические интересы, т. е. интересуется возможностью применения наработок, имеющихся в духовных традициях, для извлечения прямой или косвенной выгоды. В условиях быстро меняющегося, нестабильного рынка для руководителей высшего звена, например, стали очень важны способности к гибкости и быстрым изменениям; бизнес ищет новых знаний везде, и вряд ли духовные традиции могли бы стать исключением из списка возможных источников новых знаний и навыков. Пока обкатываются и формируются достаточно общие принципы; а вот лет через ...дцать не исключены и попытки более узкого применения знаний - с учетом специфики отраслей, например.
Согласен. Еще причина может быть в том, что бизнес - это область, где велика доля риска, отсюда стремление найти опору и решение проблем с помощью методов духовных традиций.
-
Видимо, потому что духовность имеет отношение к проблемам человека, и бизнес занимается отчасти человеком тоже - психологией, социальной организацией людей, их мотивацией и т.п.
Ну, а металлургия концентрируется на неорганических соединениях )
-)
Еще подумал, что можно провести некоторые параллели между успешным бизнесменом и духовным лидером. И тот, и другой должны обладать харизмой для привлечения людей и ведения дел. И в бизнесе, и в духовности велика роль интуиции, предвидения, и в той, и в другой области присутствует творческое начало.
-
Иисусу приписывают высказывание - будьте хорошими менялами.
Фразу же Мухаммада - предводитель должен быть слугой людей уже слышал на тренинге по лидерству (правда без ссылки на авторство).
Также вспоминается притча Иисуса, где он рассказывает, как управляющий в последний момент ловко распорядился имуществом хозяина, что также сопровождалось комментарием о том, что не умеющий разрулить материальные вопросы в духовных потеряется тем более.
Таким образом духовность = бизнес = духовность' :P
P.S. напоследок, очень повлиявший на меня хадис, где Мухаммад говорит, что нет бизнеса круче, чем духовность!
(“Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”)
-
Если исходить из определения, что духовность в бизнесе – это совокупность проявлений духа в деятельности организации, то как можно влиять на его формирование?
7 принципов формирования духа организации
(опыт японских топ-менеджеров)
Материализация: дух организации – её философия, религия, культура и история должны быть воплощены в символике, эмблемах, этикетках, оформлении продукции, брошюрах, буклетах, книгах, плакатах, лозунгах и т.д.
Ценность: все формы материализации духа организации должны представлять эстетическую ценность для работников и потребителей организации.
Повсеместность: дух организации должен присутствовать в каждом помещении, на территории, в каждой вещи – её качестве, надёжности, дизайне.
Развитие: дух организации в разных формах её материализации должен проникать в детские сады, школы, институты, сбытовые организации и т.д.
Участие всех: каждому хочется, чтобы другие узнали не только о его делах, но и о его мыслях и чувствах. Каждый должен быть замечен и услышан.
Соборность: каждый хочет принадлежать к общности людей, в которой он будет признан, в которой он воплотит свои идеи, которая защитит его.
Приверженность: каждый хочет получить силу и гордость за свою компанию. Когда он скажет от имени своих: «МЫ», - он станет в 1000 раз сильнее.
Способом культивирования духа организации может стать Кодекс поведения для её сотрудников.
Кодекс поведения для «IBM»
(сформулирован Томасом Дж. Уотсоном-старшим
в год основания компании – 1914 г. и подтверждённые его сыном
Томасом Уотсоном-младшим в 1956 г.)
1. Уважение. Каждый человек заслуживает уважения.
2. Обслуживание. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое возможно.
3. Совершенство. Добиваться совершенства во всём.
Эти принципы составляют стержень всей деятельности компании в её подразделениях по всему миру и по сей день. Они окружены почитанием, оказывают влияние на каждый шаг (даже в виртуальном мире http://www.livebusiness.ru/tags/WEB_otchet/) и на всю политику «IBM».
А нарушители кодекса наказываются http://www.sostav.ru/news/2005/02/28/38/
"Философия основ, дух и энергия организации играют гораздо большую роль в её достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и координация во времени. Эти факторы очень важны для успеха, но уступают по значению той силе, с какой люди в организации верят в её фундаментальные правила и твёрдости, с какой они их выполняют."
Томас Уотсон-младший, «IBM»
Т.о. кодексом (конечно и личным примером его выполнения первыми лицами компании) можно культивировать дух организации, даже, если это – «Корпорация Коза Ностра» http://www.hr-land.com/pages/art20080107_7005.html
-
Бизнес - это средство осуществления планов. Вопрос духовности в бизнесе - это вопрос духовности планов, для достижения которых затеян бизнес. Личное обогащение или улучшение мира - какова главная цель бизнеса?
-
Складывается впечатление, что на фоне экономического кризиса тенденция обращения к теме «Духовность в бизнесе» растёт.
А вот интересно, эта тенденция касается только темы бизнеса и духовности, как некоего исключительного явления или же интерес к духовности растет в целом, и эта тема - лишь частное проявление общего процесса? Другими словами, почему именно "духовность и бизнес", а не "духовность и металлургия", например?
Почему бы и нет, например, Н.А. Назарбаев президент Казахстана, когда работал металургом, по его словам он мог по одному виду расплавленного металла и искры определить содержание марганца или хрома (мало или много их) , и причем почти точно, и после лабораторных исследований его предположения оправдывались, и ему, откровенно, говоря я верю. Или некий сварщик может так сварить металл, что его шов будет превосходить по прочности этот цельный металл, но у другого человека этот шов будет обычным или даже непрочным. В процессе корпоративной жизни у человека могут открываться неординарные способности.
Занимайтесь бизнесом и любовью на здоровье и на счастье.
-
Или итальянские скрипичных дел мастера прошлого, делали скрипки, "мистического звучания". Сколько бы современными технологиями не старались сделать такие скрипки, не могут получить их особое звучание. Помоему, дело не только в технологиях. Имеется нечто скрытое от глаз, это молитвы, которые меняют свойства материи. Например, металл может стать прочнее, чем другой аналогичный. Об этом знают японцы, они соблюдают ритуалы, не из-за того, что это мол дань традиции, а из-за того, что где-то при выполнении ритуала некая молитва может быть принята Богом. Японцы просто понимают что такими неординарными свойствами металл становится не при соблюдении технологий (оно тоже имеет пользу), а при некоем мистическом влиянии.
-
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”».
В таком виде хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства. Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае, ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно. Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок, и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе. Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не могут быть противопоставлены достоверным преданиям».
Ибн Хаджар упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим некоторые из них.
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран. Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным.
Ат-Тирмизи передал, что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в «Муснаде» Ахмада.
Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал его хорошим и достоверным.
Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал: «Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него». Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани оценил его иснад как достоверный.
Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил: «Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику». Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в «Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн Ка‘ба.
Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при заговорах.
Однако большинство считало, что если даже перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн ‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует, что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде всей душой, то в этом нет ничего плохого.
Имам ан-Навави, как и некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она будет твоей женой”».
Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя этот хадис связан с получением платы за чтение Писания Аллаха при заговоре, выводы следует делать из общего смысла текста, а не из сопутствовавших ему обстоятельств. Тем не менее, разница между платой за заговор и платой за обучение Корану вполне очевидна. Поэтому [преподавателю] лучше не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному, и мы уже привели аргументы в пользу этого. Если же он нуждается, то он может взять столько, сколько необходимо для удовлетворения нужд первой необходимости, из казны. Очевидно, что взятое из казны является пособием для поддержки преподавателей, а не платой за это. И если Аллах избавил человека от нужды, то для него предпочтительнее не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному».
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что если хадисы Пророка достоверны или достаточно сильны, чтобы служить убедительным аргументом, то совместить их и использовать каждое высказывание Пророка применительно к тем обстоятельствам, в которых оно было сделано, лучше, чем отказаться от какого-либо из достоверных сообщений. В данном случае хадис Ибн ‘Аббаса ясно указывает на дозволенность получения платы за чтение Корана при заговорах или тогда, когда люди извлекают из этого земную пользу. Хадис Сахла ибн Са‘да указывает на дозволенность получения платы за обучение Писанию Аллаха в том случае, если знаток Корана испытывает острую материальную нужду. Не случайно Пророк позволил тому сподвижнику обучить его невесту аятам Корана вместо брачного дара лишь после того, как убедился в том, что у него не было другого подарка, даже железного колечка. Что же касается чтения Корана или обучения ему ради приумножения богатства и как способ обретения средств к существованию, то поступать так запрещено. Упаси нас Аллах от этого!
Данное разъяснение близко к суждению имама Абу ‘Абдаллаха ал-Куртуби, который в комментарии к аяту «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (ал-Бакара, 41) сказал: «Второе объяснение [этого аята] — он распространяется на тех, кому поручено обучать Корану, но отказывается делать это, пока ему не заплатят. Если же человеку не поручено делать это, то ему позволено взять плату, на что указывает сунна. Может случиться, что человеку поручено заниматься этим, но он не имеет средств, чтобы прокормить себя и своих детей, и в таком случае он не обязан обучать, а должен трудиться и заниматься ремесленничеством. Имам обязан назначать людей для поддержания религии. Если этого не происходит, то эта обязанность ложится на мусульман. Когда [Абу Бакр] ас-Сиддик стал халифом, он не имел средств для обеспечения своей семьи, и поэтому он взял одежду и вышел на рынок. Его спросили, почему он поступает так, и он ответил: “Как мне прокормить моих детей?!” Тогда люди вернули его и назначили ему жалованье». Это суждение представляется нам наиболее очевидным, а лучше всего об этом известно Аллаху, и Он — Даритель успеха! [1]
Эльмир Кулиев
27 октября 2007 г.
-
Как все примитивно, чтобы заработать деньги вы предлагаете обучать Корану и читать заклинания. Лучше всего заняться малым бизнесом, делать всякие комплектующие как японцы. Нынче не прокормиться обучением Корана и чтением заклинаний, людям это неинтересно.
Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?
-
Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?
в бесцелевой практике вопрос о результате не имеет смысла.. :)
-
Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?
в бесцелевой практике вопрос о результате не имеет смысла.. :)
о каком результате?
-
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”».
В таком виде хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства. Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае, ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно. Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок, и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе. Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не могут быть противопоставлены достоверным преданиям».
Ибн Хаджар упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим некоторые из них.
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран. Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным.
Ат-Тирмизи передал, что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в «Муснаде» Ахмада.
Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал его хорошим и достоверным.
Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал: «Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него». Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани оценил его иснад как достоверный.
Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил: «Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику». Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в «Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн Ка‘ба.
Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при заговорах.
Однако большинство считало, что если даже перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн ‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует, что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде всей душой, то в этом нет ничего плохого.
Имам ан-Навави, как и некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она будет твоей женой”».
Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя этот хадис связан с получением платы за чтение Писания Аллаха при заговоре, выводы следует делать из общего смысла текста, а не из сопутствовавших ему обстоятельств. Тем не менее, разница между платой за заговор и платой за обучение Корану вполне очевидна. Поэтому [преподавателю] лучше не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному, и мы уже привели аргументы в пользу этого. Если же он нуждается, то он может взять столько, сколько необходимо для удовлетворения нужд первой необходимости, из казны. Очевидно, что взятое из казны является пособием для поддержки преподавателей, а не платой за это. И если Аллах избавил человека от нужды, то для него предпочтительнее не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному».
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что если хадисы Пророка достоверны или достаточно сильны, чтобы служить убедительным аргументом, то совместить их и использовать каждое высказывание Пророка применительно к тем обстоятельствам, в которых оно было сделано, лучше, чем отказаться от какого-либо из достоверных сообщений. В данном случае хадис Ибн ‘Аббаса ясно указывает на дозволенность получения платы за чтение Корана при заговорах или тогда, когда люди извлекают из этого земную пользу. Хадис Сахла ибн Са‘да указывает на дозволенность получения платы за обучение Писанию Аллаха в том случае, если знаток Корана испытывает острую материальную нужду. Не случайно Пророк позволил тому сподвижнику обучить его невесту аятам Корана вместо брачного дара лишь после того, как убедился в том, что у него не было другого подарка, даже железного колечка. Что же касается чтения Корана или обучения ему ради приумножения богатства и как способ обретения средств к существованию, то поступать так запрещено. Упаси нас Аллах от этого!
Данное разъяснение близко к суждению имама Абу ‘Абдаллаха ал-Куртуби, который в комментарии к аяту «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (ал-Бакара, 41) сказал: «Второе объяснение [этого аята] — он распространяется на тех, кому поручено обучать Корану, но отказывается делать это, пока ему не заплатят. Если же человеку не поручено делать это, то ему позволено взять плату, на что указывает сунна. Может случиться, что человеку поручено заниматься этим, но он не имеет средств, чтобы прокормить себя и своих детей, и в таком случае он не обязан обучать, а должен трудиться и заниматься ремесленничеством. Имам обязан назначать людей для поддержания религии. Если этого не происходит, то эта обязанность ложится на мусульман. Когда [Абу Бакр] ас-Сиддик стал халифом, он не имел средств для обеспечения своей семьи, и поэтому он взял одежду и вышел на рынок. Его спросили, почему он поступает так, и он ответил: “Как мне прокормить моих детей?!” Тогда люди вернули его и назначили ему жалованье». Это суждение представляется нам наиболее очевидным, а лучше всего об этом известно Аллаху, и Он — Даритель успеха! [1]
Эльмир Кулиев
27 октября 2007 г.
Помоему главное рациональность. На первое место должно выйти рациональность поступка (амала), а Коран и Сунна должны отойти на второй план. В первую очередь нужно исходить из рациональности поступка. Если чтение и обучение Корана выгодно, то им следует заниматься и иметь выгоду из него, материальную или духовную.
Поступать, в первую очередь, следует исходя из рациональности того или иного действия.
-
Духовность и бизнес, на мой взгляд - понятия на сегодняшний день - несовместимые
свой бизнес не веду, но часто принимаю участие в обслуживании чужого))
вывод сделан по многолетним наблюдениям..
filin, могли бы Вы написать что именно было предметом наблюдения для подобного вывода?
-
Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?
Бизнеса не будет :). Бесцелевая практика (активность не направленная на извлечение выгоды из цели) и бизнес ("...деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от..."1) - по определению не совместимы.
Наиболее естественные условия для применения бесцелевой практики существуют в некоммерческих организациях для волонтёров, а это уже не бизнес.
1 Гражданский кодекс РФ (ст.2) http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/1.html
-
Бизнес - это средство осуществления планов. Вопрос духовности в бизнесе - это вопрос духовности планов, для достижения которых затеян бизнес. Личное обогащение или улучшение мира - какова главная цель бизнеса?
В контексте цитируемого вопроса понятие "цель" можно интерпретировать как опредмеченный мотив1 (потребность)2. Аналогично примерам: утоление голода, самореализация и т.п. В деловой практике обычно употребляют понимание цели как планируемого результата (N-ая сумма чистой прибыли в т.-то валюте к т.-то сроку).
Как правило, главную цель бизнеса (ГЦБ) определяет его главарь :) (владелец). Проекция его личности на целеполагание предопределяет направленность и качество бизнес-целей. Так что ГЦБ как опредмеченный мотив может стать и личное обогащение, и улучшение мира, и улучшение мира путём личного обогащения - это зависит от ценностного выбора носителя этой цели.
1 Пригожин А.И. "Методы развития организаций"
2 Под мотивом здесь понимается стремление удовлетворить некоторую потребность.
-
В контексте цитируемого вопроса понятие "цель" можно интерпретировать как опредмеченный мотив1 (потребность)2. Аналогично примерам: утоление голода, самореализация и т.п. В деловой практике обычно употребляют понимание цели как планируемого результата (N-ая сумма чистой прибыли в т.-то валюте к т.-то сроку).
Как правило, главную цель бизнеса (ГЦБ) определяет его главарь :) (владелец). Проекция его личности на целеполагание предопределяет направленность и качество бизнес-целей. Так что ГЦБ как опредмеченный мотив может стать и личное обогащение, и улучшение мира, и улучшение мира путём личного обогащения - это зависит от ценностного выбора носителя этой цели.
Мы в русском языке употребляем слово "бизнес", подразумевая деятельность для получения прибыли, превышающей наши личные потребности в простом жизнеобеспечении, без излишеств. Поэтому возникает вопрос: для каких целей мы намерены использовать эту прибыль? Личное обогащение - это накопление богатств, превышающих наши человеческие потребности; каким образом оно может улучшить мир?
Никакие хитроумные интерпретации не меняют суть личного обогащения. Если личные богатства накапливаются с целью служения человеческому обществу, они перестают быть личными богатствами. Поэтому конечных целей бизнеса, по большому счету, всего две и они должны быть (imho) взаимоисключающими: или личное обогащение, или улучшение мира. Человек может заработать на хороший дом вместо жалкой лачуги, хорошую машину вместо ее отсутствия - это еще не обогащение. Оно приходит вместе с избыточными домами, машинами, деньгами и др. , а главное, привязанностью к ним.
1) что такое духовность и содействует ли она развитию бизнеса?
2) духовность и бизнес взаимоисключающие понятия?
3) чем определяется наличие в бизнесе духовности?
4) и вообще с чего она начинается для организации и какой от неё прок?
Мое мнение:
1)Духовность - это потребность подчинить себя высшим человеческим ценностям, она может содействовать развитию бизнеса, потому что духовный человек яснее видит реальность, а это - важное условие для эффективной деятельности.
2)Духовность и бизнес не взаимоисключающие понятия, если цель бизнеса - служение другим.
3)Наличие духовности в бизнесе определяется его целью и методами.
4)Духовность начинается с потребности служения другим, в этом заключается прок.
-
Во всяком случае, продвинутые люди всегда умеют обеспечить себя и в материальном мире))
а вот еще не в тему - астрологический прогноз на след год.http://www.urania-astrology.ru/horoscope/year/2009/ (http://www.urania-astrology.ru/horoscope/year/2009/)
-
А вот из Тайши Абеляр забавно про намерение изменить себя. Осталось только придумать какое это имеет отношение к бизнесу. Или Камиль просто простит мне по случаю наступающего НОвого года..
-" Для того, чтобы изменение стало возможным, мы должны удовлетворять трем условиям, - сказала она(Тайша). Во-первых, мы должны выразить вслух свое решение что-то изменить с тем, чтобы намерение услышало нас. Во-вторых, ясно осознавать происходящее в течение некоторого времени; иначе, если мы начнем что-то и тут же бросим это, разочаровавшись, - мы ничего не добьемся. И в-третьих, мы должны относиться к результату своих действий с чувством полного беспристрастия. Это означает, что мы не должны предаваться размышлениям об успехе или неудаче. Следуя этим трем правилам, ты сможешь заменить любые нежелательные проявления своего характера
- Смысл вспоминания в том, чтобы преодолеть те предрассудки, которые у нас сформировались в течение жизни, - терпеливо объяснила Клара.
- Не разделавшись с ними, мы не можем сделать так, чтобы сила воспоминаний не затуманивала нашего восприятия.
- Клара, объясни, пожалуйста, поподробнее, что такое сила воспоминаний.
- Этот мир подобен огромной ширме, составленной из воспоминаний. Если некоторые наши предрассудки удается устранить, - сказала она, - сила воспоминаний не просто оказывается контролируемой, но и вообще выходит из игры.
-
Определение понятий, конкретизация обобщений считаю действенными способами перевода абстрактного разговора в конструктивный, поэтому благодарю за раскрытие понятий: "бизнес" и "личное обогащение". Надеюсь, Вы продолжите общение в конструктивном русле и уточните, что Вы имеете ввиду под словами "улучшить мир"? Тогда смогу ответить на Ваш вопрос:
Личное обогащение - это накопление богатств, превышающих наши человеческие потребности; каким образом оно может улучшить мир?
И как мне ответить на вопрос, звучащий как обращение к Вашим деловым партнёрам?
...для каких целей мы намерены использовать эту прибыль?
1) что такое духовность и содействует ли она развитию бизнеса?
2) духовность и бизнес взаимоисключающие понятия?
3) чем определяется наличие в бизнесе духовности?
4) и вообще с чего она начинается для организации и какой от неё прок?
Мое мнение:
1)Духовность - это потребность подчинить себя высшим человеческим ценностям, она может содействовать развитию бизнеса, потому что духовный человек яснее видит реальность, а это - важное условие для эффективной деятельности.
2)Духовность и бизнес не взаимоисключающие понятия, если цель бизнеса - служение другим.
3)Наличие духовности в бизнесе определяется его целью и методами.
4)Духовность начинается с потребности служения другим, в этом заключается прок.
Спасибо за ответы.
-
Лучший мир - это мир, в котором люди ближе к Реальности и в своей жизни в первую очередь руководствуются высшими человеческими ценностями: добротой, милосердием, искренней заботой о других, любовью, творчеством... .
В современном мире большинство людей подчинены прибыли и деньгам, которые, фактически, стали религией, предметами поклонения. Государственные механизмы культивируют такой порядок вещей, потому что базируются на них. Деньги для большинства людей формируют завесы и являются источником преступности.
Для того, чтобы говорить о том, как конкретно действовать для улучшения мира, нужно самому достаточно ясно воспринимать Реальность. Можно сказать, что личное обогащение может изрядно затруднить ясное восприятие, поскольку имеет свойство привязывать к себе.
68. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей. Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались. Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали. Покупатели и торговцы не войдут в места моего отца. (Апокрифическое Евангелие от Фомы)
Я могу предположить, что для улучшения мира можно расширять просветительскую и благотворительную деятельность, улучшать качество детского воспитания, особенно для детей без родителей, способствовать развитию искусств, улучшению экологии. Может быть, создавать какие-то поселения, как прообразы золотого века... . Но в любом случае нужно более или менее ясно видеть реальность, чтобы эта деятельность не стала пустой или даже вредящей.
-
Я думаю, что, когда человек начинает осознавать притяжение Реальности, он все силы и помыслы устремляет к ней навстречу. И когда он при этом начинает испытывать потребность в служении людям, он выбирает наиболее эффективный способ служения, и если видит, что для этого нужен бизнес и это в его возможностях, он использует бизнес, как инструмент для своей основной цели.
-
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”».
В таком виде хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства. Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае, ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно. Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок, и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе. Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не могут быть противопоставлены достоверным преданиям».
Ибн Хаджар упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим некоторые из них.
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран. Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным.
Ат-Тирмизи передал, что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в «Муснаде» Ахмада.
Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал его хорошим и достоверным.
Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал: «Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него». Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани оценил его иснад как достоверный.
Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил: «Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику». Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в «Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн Ка‘ба.
Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при заговорах.
Однако большинство считало, что если даже перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн ‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует, что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде всей душой, то в этом нет ничего плохого.
Имам ан-Навави, как и некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она будет твоей женой”».
Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя этот хадис связан с получением платы за чтение Писания Аллаха при заговоре, выводы следует делать из общего смысла текста, а не из сопутствовавших ему обстоятельств. Тем не менее, разница между платой за заговор и платой за обучение Корану вполне очевидна. Поэтому [преподавателю] лучше не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному, и мы уже привели аргументы в пользу этого. Если же он нуждается, то он может взять столько, сколько необходимо для удовлетворения нужд первой необходимости, из казны. Очевидно, что взятое из казны является пособием для поддержки преподавателей, а не платой за это. И если Аллах избавил человека от нужды, то для него предпочтительнее не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному».
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что если хадисы Пророка достоверны или достаточно сильны, чтобы служить убедительным аргументом, то совместить их и использовать каждое высказывание Пророка применительно к тем обстоятельствам, в которых оно было сделано, лучше, чем отказаться от какого-либо из достоверных сообщений. В данном случае хадис Ибн ‘Аббаса ясно указывает на дозволенность получения платы за чтение Корана при заговорах или тогда, когда люди извлекают из этого земную пользу. Хадис Сахла ибн Са‘да указывает на дозволенность получения платы за обучение Писанию Аллаха в том случае, если знаток Корана испытывает острую материальную нужду. Не случайно Пророк позволил тому сподвижнику обучить его невесту аятам Корана вместо брачного дара лишь после того, как убедился в том, что у него не было другого подарка, даже железного колечка. Что же касается чтения Корана или обучения ему ради приумножения богатства и как способ обретения средств к существованию, то поступать так запрещено. Упаси нас Аллах от этого!
Данное разъяснение близко к суждению имама Абу ‘Абдаллаха ал-Куртуби, который в комментарии к аяту «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (ал-Бакара, 41) сказал: «Второе объяснение [этого аята] — он распространяется на тех, кому поручено обучать Корану, но отказывается делать это, пока ему не заплатят. Если же человеку не поручено делать это, то ему позволено взять плату, на что указывает сунна. Может случиться, что человеку поручено заниматься этим, но он не имеет средств, чтобы прокормить себя и своих детей, и в таком случае он не обязан обучать, а должен трудиться и заниматься ремесленничеством. Имам обязан назначать людей для поддержания религии. Если этого не происходит, то эта обязанность ложится на мусульман. Когда [Абу Бакр] ас-Сиддик стал халифом, он не имел средств для обеспечения своей семьи, и поэтому он взял одежду и вышел на рынок. Его спросили, почему он поступает так, и он ответил: “Как мне прокормить моих детей?!” Тогда люди вернули его и назначили ему жалованье». Это суждение представляется нам наиболее очевидным, а лучше всего об этом известно Аллаху, и Он — Даритель успеха! [1]
Эльмир Кулиев
27 октября 2007 г.
Здесь Эльмир Кулиев старается сделать вывод из хадисов и Корана. На это имеют право только муджтахиды. Ханафитский шариат был открыт муджтахидом Абу Ханафия и его учениками. Согласно суннитам никто не имеет право выдвигать свой путь или свой шариат, кроме четырех уже имеющихся мазхабов. Любые исследования в области шариата, должны быть в рамках этих четырех мазхабов.
У шиитов напротив имеются множество муджтахидов, которые спокойно делают выводы из Корана и своих сборников хадисов.
В любом случае муджтахид это человек приближенный к Богу (Вали). Лищь святые и пророки могут быть муджтахидами.
-
Непонимаю, почему бизнес вы связываете только с прибылью и личным обогащением. Например, можно просто бес цели обогащения заниматься бизнесом, делая конкурентноспособную продукцию. Не обязательно, чтобы прибыль должна быть главной целью.
-
МЕДЖНУН, отличная мысль, супер
ща я вам кармы прибавлю
-
Непонимаю, почему бизнес вы связываете только с прибылью и личным обогащением. Например, можно просто бес цели обогащения заниматься бизнесом, делая конкурентноспособную продукцию. Не обязательно, чтобы прибыль должна быть главной целью.
между прочим, ценная мысль.
ведь подавляющая часть людей, занимающихся бизнесом - наемные работники, следовательно они работают не ради "прибыли" (капитала). Более того, в условиях спекулятивного капитала (фондовый рынок) действительно, фокус многих менеджеров сместился в область развития потенциала роста компании для увеличения курса акций (похоже на то, что Меджнун называет "делать конкурентноспособную продукцию"). В условиях, когда спекулятивный капитал давно во много раз превысил объемы более привычных форм капитала, действительно, гонка за прибылью (операционной) компании давно не самоцель. Это должно быть известно людям, близким к большим корпорациям. К тому же, в условиях, когда неэтичные поступки могут отвадить инвесторов от торговли вашими акциями, вам приходится заботится о "сохранении энергии", "этичном ведении бизнеса", "справедливых отношениях с работниками" итп.
Недавно купил в лондоне бутылку воды в супермаркете. Попил водички и читаю на этикетке - "делая эту воду мы лишь покрываем свои затраты. Вся наша прибыль перечисляется на финансирование строительства водяных источников в африке"... И это только рассвет новых форм бизнеса.
-
А вот из Тайши Абеляр забавно про намерение изменить себя. Осталось только придумать какое это имеет отношение к бизнесу. Или Камиль просто простит мне по случаю наступающего НОвого года..
-" Для того, чтобы изменение стало возможным, мы должны удовлетворять трем условиям, - сказала она(Тайша). Во-первых, мы должны выразить вслух свое решение что-то изменить с тем, чтобы намерение услышало нас. Во-вторых, ясно осознавать происходящее в течение некоторого времени; иначе, если мы начнем что-то и тут же бросим это, разочаровавшись, - мы ничего не добьемся. И в-третьих, мы должны относиться к результату своих действий с чувством полного беспристрастия. Это означает, что мы не должны предаваться размышлениям об успехе или неудаче. Следуя этим трем правилам, ты сможешь заменить любые нежелательные проявления своего характера
- Смысл вспоминания в том, чтобы преодолеть те предрассудки, которые у нас сформировались в течение жизни, - терпеливо объяснила Клара.
- Не разделавшись с ними, мы не можем сделать так, чтобы сила воспоминаний не затуманивала нашего восприятия.
- Клара, объясни, пожалуйста, поподробнее, что такое сила воспоминаний.
- Этот мир подобен огромной ширме, составленной из воспоминаний. Если некоторые наши предрассудки удается устранить, - сказала она, - сила воспоминаний не просто оказывается контролируемой, но и вообще выходит из игры.
Мишель, это может иметь отношение к организационному развитию (http://bigc.ru/publications/other/km/steteg_upr_bus_org_razv.php (http://bigc.ru/publications/other/km/steteg_upr_bus_org_razv.php)), когда есть необходимость адаптировать персонал к изменениям (новшествам, нововведениям) в организационной жизни. Например, для решения подобной задачи формируют группы, с кот. проводят занятия по развитию ролевых способностей каждого участника. И в разделе "теоретических вставок" по теме: "Организационно-психологическое самоизменение личности в организации", - можно найти место и для предложенного материала. ;)
А по случаю наступающего Нового года - только мои поздравления! :)
Л Ю Б В И У Л Ы Б О К В Д О Х Н О В Е Н И Я !
-
Помоему, бизнес, все таки является составляющим Четвертого Пути.
-
Камил! :)
Я хочу делать бизнес)
Завести такую ферму, куда бы приезжали всякие забавные люди из нашего форума , например, и могли бы месяц- неделю пожить в атмосфере взаимной любви, покоя, прекрасной природы и творчества. Ни звука из социального мира. Кто-то рисует, кто-то варит борщ для всех, а кто -то приезжает для полнейшего уединения и его никто не беспокоит....ну может два раза в день отшельникам приносят молоко и свежий каравай. Только имейте ввиду, там же будет шляться и мой любимый пес Баська и вам лучше заранее взрастить к себе любовь к шарпеям. Это нетрудно, так как Баська умен- у него последнее воплощение перед человеческим...
Ммаааамаааааааачка. Хочу этот бизнес.
-
Завести такую ферму, куда бы приезжали всякие забавные люди из нашего форума , например, и могли бы месяц-неделю пожить в атмосфере взаимной любви, покоя, прекрасной природы и творчества. Ни звука из социального мира.
Милая Мишель,
Где есть хотя бы два человека - там уже есть социум. Где есть социум - там сразу есть законы, по которым любой социум разивается и живет, а значит, сразу есть трения, разборки и все такое... Возможно ли от этого уйти? Современный бизнес старается изучать эти законы, учитывать их в процессе и даже пытаться использовать себе во благо - поскольку попытки их игнорировать бесперспективны...
-
Установим свои законы местного социума.
-
Установим свои законы местного социума.
Тогда это будет некая община. Со своим уставом. Такого в Америке в 70-х 80-х было валом. В 90-х их стало значительно меньше. Есть обшины мормонов и других.
-
Господа. Это же бизнес. Приезжать будуте МАКСИМУМ на месяц! Как туристы. месяц как-ниб без трений продержимся.
-
Господа. Это же бизнес. Приезжать будуте МАКСИМУМ на месяц! Как туристы. месяц как-ниб без трений продержимся.
Еще можно организовать съемки, суфийские беседы участников форума суфизм.ру
Интересно, можно ли будет продать все это? Будет ли конечный продукт привлекателен для потребителя? Считаю, что нужно орентироваться на американский рынок и на их потребителя.
Подобные реалити шоу имеют место быть. Интересен ли суфизм для обычного американского потребителя? Чем можно заинтересовать американца в суфизме?
Обычно современные суфии сочиняют музыку и успешно его продают.
Помомему, кроме музыки в суфизме нет ничего привлекательного для обычного американского потребителя.
-
Личное обогащение - это накопление богатств, превышающих наши человеческие потребности; каким образом оно может улучшить мир?
Между "личным обогащением" и "улучшением мира" - антагонизма нет, т.к. накопление богатств – это естественный и необходимый процесс для выживания. А накопленные «излишества» :) дают возможность заниматься меценатством, благотворительностью и другой деятельностью, которая по Вашему предположению может "улучшать мир".
Я могу предположить, что для улучшения мира можно расширять просветительскую и благотворительную деятельность, улучшать качество детского воспитания, особенно для детей без родителей, способствовать развитию искусств, улучшению экологии. Может быть, создавать какие-то поселения, как прообразы золотого века... . Но в любом случае нужно более или менее ясно видеть реальность, чтобы эта деятельность не стала пустой или даже вредящей.
-
Камил! :)
Я хочу делать бизнес)
Завести такую ферму, куда бы приезжали всякие забавные люди из нашего форума , например, и могли бы месяц- неделю пожить в атмосфере взаимной любви, покоя, прекрасной природы и творчества. Ни звука из социального мира. Кто-то рисует, кто-то варит борщ для всех, а кто -то приезжает для полнейшего уединения и его никто не беспокоит....ну может два раза в день отшельникам приносят молоко и свежий каравай. Только имейте ввиду, там же будет шляться и мой любимый пес Баська и вам лучше заранее взрастить к себе любовь к шарпеям. Это нетрудно, так как Баська умен- у него последнее воплощение перед человеческим...
Ммаааамаааааааачка. Хочу этот бизнес.
Мишель :), мне понравился Ваш вижн (желаемое итоговое состояние). Вспомнился пример общины буддистов в Америке, которые не только сохранили свой устав, но и реализовали прибыльный коммерческий проект (миниотель и сеть по выпечке кондитерских изделий для жителей небогатых райнов). /не удалось найти ссылку на материал по этому проекту/
Мишель, ферма - хлопотное дело, если смотреть на неё без розовых очков, но если желание сильное, то абсолютно реализуемое. И, конечно, будет полезно просчитать "что-где-сколько", как говорится, "хочешь бизнес - люби и бизнес-план писать" http://www.biz-plan.ru/tas.php.
Если нет собственного стартового капитала, то http://www.biz-plan.ru/forum/read.php?FID=18&TID=341
А какого окраса Баська?
-
...конечных целей бизнеса, по большому счету, всего две и они должны быть (imho) взаимоисключающими: или личное обогащение, или улучшение мира.
Лучший мир - это мир, в котором люди ближе к Реальности и в своей жизни в первую очередь руководствуются высшими человеческими ценностями: добротой, милосердием, искренней заботой о других, любовью, творчеством... .
Мустафа, могли бы Вы привести пример бизнеса, где главная цель - улучшение мира и владельцы этого бизнеса руководствуются высшими человеческими ценностями (добротой, милосердием, искренней заботой о других, любовью, творчеством...)?
Как правило бизнес строят на деловых ценностях, например, качество - конкретная, выгодная и практичная ценность. А высшие ценности - мало того что не доходны :), но и абстрактны. Это самоценные идеалы, которые дороги многим людям, но как построить на них бизнес?
-
Установим свои законы местного социума.
; Когда-то читал анархическую литературу и было там определение идеального человека (анархиста)
Чел этот свободен , но свобода (её границы) заканчивается там ,где встречаются границы другого свободного.
Каждый свободный человек старается не только не нарушить границ свободы другого, но и всячески способствует их расширению.
Возлюби ближнего ,однако.ы
-
...пример бизнеса, где главная цель - улучшение мира и владельцы этого бизнеса руководствуются высшими человеческими ценностями
Если это главная цель деятельности "Х", то назвать "Х" бизнесом есть не больше оснований, чем телевизором - здесь подмена тезиса.
Но если не ставить ценности в угол: знакомый преподаватель из MBA-school читает курс "бизнес-этика", где среди прочего объясняется на реальных примерах почему исключительно честная деятельность всегда финансово более выгодна (но только в лонгран периоде и при больших оборотах - на владельца двух киосков это, к сож., не распространяется). То есть "руководствование высшими чел. ценностями" все же имеет место. К тому же за последние 30 лет - невиданой доселе ситуации, когда последствия деятельности субъектов предпринимательства распространяются на весь мир - к этим ценностям добавилась "ответственность" (начало - с выходом книги Ганса Йонаса "Принцип ответственности", соц. философа и одного с лучших специалистов по гностицизму).
-
...пример бизнеса, где главная цель - улучшение мира и владельцы этого бизнеса руководствуются высшими человеческими ценностями
Если это главная цель деятельности "Х", то назвать "Х" бизнесом есть не больше оснований, чем телевизором - здесь подмена тезиса.
Но если не ставить ценности в угол: знакомый преподаватель из MBA-school читает курс "бизнес-этика", где среди прочего объясняется на реальных примерах почему исключительно честная деятельность всегда финансово более выгодна (но только в лонгран периоде и при больших оборотах - на владельца двух киосков это, к сож., не распространяется). То есть "руководствование высшими чел. ценностями" все же имеет место. К тому же за последние 30 лет - невиданой доселе ситуации, когда последствия деятельности субъектов предпринимательства распространяются на весь мир - к этим ценностям добавилась "ответственность" (начало - с выходом книги Ганса Йонаса "Принцип ответственности", соц. философа и одного с лучших специалистов по гностицизму).
:) :) :) :) :) :) :) :) :) :)
-
>К тому же за последние 30 лет - невиданой доселе ситуации, когда последствия деятельности субъектов предпринимательства распространяются на весь мир - к этим ценностям добавилась "ответственность"
>
Ямайская международная конференция?
-
...конечных целей бизнеса, по большому счету, всего две и они должны быть (imho) взаимоисключающими: или личное обогащение, или улучшение мира.
Лучший мир - это мир, в котором люди ближе к Реальности и в своей жизни в первую очередь руководствуются высшими человеческими ценностями: добротой, милосердием, искренней заботой о других, любовью, творчеством... .
Мустафа, могли бы Вы привести пример бизнеса, где главная цель - улучшение мира и владельцы этого бизнеса руководствуются высшими человеческими ценностями (добротой, милосердием, искренней заботой о других, любовью, творчеством...)?
Как правило бизнес строят на деловых ценностях, например, качество - конкретная, выгодная и практичная ценность. А высшие ценности - мало того что не доходны :), но и абстрактны. Это самоценные идеалы, которые дороги многим людям, но как построить на них бизнес?
Я сказал о конечных целях бизнеса, а не о самом бизнесе. Сам бизнес, как деловая активность, преследует цель получения прибыли. Вопрос в том, для чего в конце концов человек хочет получать прибыль, для личного обогащения или для улучшения мира. При этом, конечно, бизнес-процесс и организацию бизнеса тоже можно выстроить так, чтобы это служило росту людей, которые участвуют в этой деятельности. Я считаю, что для этого нужно все процессы и события в бизнесе сделать совершенно прозрачными и максимально соответствующими высшим человеческим ценностям.
Допустим, я ощущаю потребность в служении людям и вижу, что я мог бы, в частности, облегчить жизнь детям без родителей. Т.е. я вижу, как должно быть организовано общежитие и воспитание таких детей, вижу, что для этого нужно привлечь определенный круг специалистов-педагогов, создать определенные материальные условия для этого - я решаю основать бизнес, чтобы направить прибыль для намеченных мной целей. Я организую, например, макаронную фабрику, нанимаю работников. Я стараюсь организовать бизнес процессы таким образом, чтобы все работающие не испытывали дискомфорт, получали достойную оплату своего труда, чтобы в деловая атмосфера была максимально дружественной. Если работники будут понимать, для чего они работают в конечном итоге, я уверен, что они будут гордиться своей причастностью к делу настоящего служения людям и приложат максимум усилий для успешного выполнения своих обязательств.
Таково мое видение идеала. :)
-
Духовность - живое начало и всеединство мира. И в этом смысле бизнес так же наделен духовностью, как искусство или религия.
Обратимся к истории, или, для неверующих - к мифологии, назвать можно по-разному.
Есть сведения, что Иисус, начав проповедовать, считал себя "узким специалистом" - "не от мира сего". Может быть этим, отчасти, было вызвано некоторое непонимание,
возникшее между Иисусом и его учениками, а так же другими людьми. Если опустить подробности, Иисус старался объяснить: "Ребята, я - не по социальной части, я учу о другом". А отрицание социальной части, насущных проблем - это, прежде всего, отрицание самих людей, когда дороже них становится истина. И, возможно, поэтому, путь Иисуса стал таким трагичным - он разозлил людей, пренебрегая их страданием, и стал искушением для них, породив в них агрессию и направив ее на себя.
И тогда становиться понятней (во всяком случае, для меня -- как для теологически неграмотного дилетанта) тема жертвы, донесенная Евангелиями.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего ..." - да, - "Се - сын мой возлюбленнный" - звучало, но каждое поведение имеет свое следствие. И Бог приносит жертву - отказывается мстить за сына своего, хотя - сжег когда-то Содом и Гомору - а тут: "Возлюбил Бог мир..." - и даже сын Его возлюбленный должен плучить равно мере возмущеия, принесенной им в мир из самых благих намерений.
В этом смысле более успешным выглядит опыт Мохамеда. Он и от Бога говорил, и социальных вопросов не чурался - что потом легло в содержание Шариата, к сожалению, в последствии догматизированного. Возможно, такое приятие мира, людей и их проблем, неразделение мира на высокое и низкое и позволило Мохамаду дожить до преклонных лет, и умереть, имея не десяток, а тысячи единомышленников.
И дальше, уже в более поздний исторический период, можно увидеть такие же примеры разных подходов и их результатов - когда вырезка из истины становится дороже людей. Например, Джордано Бруно. Своей гелиоцентрической системой он целую церковную отрасль, как говорят японцы, "лишил лица". А для них это было не дело принципа - кормились люди с этого. Даже если они сами себе в этом не признались - казнили Бруно именно поэтому, кушать хотели. Но, вот, видимо отдавали все-таки себе отчет, что происходит, ибо 8 лет не решались убить конкурента. Из чисто идейных соображений они действовали куда расторопней.
Так что - не нужна нам правда, пусть хоть научная? Нужна, вопрос в том, как и когда ее преподнести.
Обратимся к гротеску.
Представим, что в средневековой пуританской Европе появляется "провидец", и рассказывает, что в будущем женщыны будут носить платья не до пят, как сейчас, а выше колена, и даже... Экзальтированность и искренность "провидца" снискает ему сторонников - появятся два лагеря, и между ними начнется борьба. Врал провидец? Нет.
Только мы с вами видим - прошло 200 или 300 лет, и мода сменилась без драм и революций. Думаю, и гелиоцентрическая истина в свое время заняла бы свое место, не пролив ни слезинки.
Духовность - это основное качество нашего мира, со всеми его составляющими. И бизнес не менее духовен, чем сам Бог.
-
Иисус Христос был "специалистом", по вашему выражению, более широкого профиля, чем могли охватить своим сознанием люди того времени, да и нашего, судя по всему. "Социальная часть" есть следствие "духовной части", а "духовная часть", которую проповедует Иисус указывает на царство Божье, где нет ни богатых, ни бедных, а все люди равны в отличии от существующей по сию пору "социальной части", где правит бизнес. Или по вашему Иисус должен был открыть бизнес-школу? Бизнес влечет за собой неизбежное социальное неравенство, поэтому назвать его духовным язык не поворачивается.
Если бы Джордано Бруно тогда промолчал, считая, что его заявление несвоевременно, вы бы сейчас, возможно, читали бы Евангелие при свете лампады в каком-нибудь монастыре, продолжая считать, что Солнце вращается вокруг Земли, и почесывая зудящую от порки из-за нерадивого изучения "духовной части" спину. :)
-
Бизнес влечет за собой неизбежное социальное неравенство, поэтому назвать его духовным язык не поворачивается.
на тему неравенства вспомнилось высказывание известного украинского факира, "друга Бога" - Григория Сковороды.
"Неравное всем равенство"
("...Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный"...)
Между прочим, эта фраза вместе с рисунком изображена на украинской банкноте в 500 грн (на другой стороне банкноты, кстати, просматривается лучезарная дельта - один из символов духовной традиции - масонства. Принято считать, что у истоков первых масонских лож на Украине стоял Григорий Сковорода)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a5/UkrainePNew-500Griven-2006-donatedfvt_f.jpg/300px-UkrainePNew-500Griven-2006-donatedfvt_f.jpg)
больше о Григории Сковороде
http://ariom.ru/wiki/GrigorijjSkovoroda
http://ru.wikipedia.org/wiki/Григорий_Сковорода
-
.
-
Сергей,
...бизнес не менее духовен, чем сам Бог.
Мустафа,
Бизнес влечет за собой неизбежное социальное неравенство, поэтому назвать его духовным язык не поворачивается.
С удовольствием встану на Вашу точку зрения. Итак...
Бизнес, спорт, религия, наука, искусство - различные сферы человеческой деятельности, или - клубы по интересам, специализированные по какому-либо из этих интересов. Какой может быть эта специализация (с точки зрения результативности) и каков ее смысл?
Специализация может быть отрицательной, если эта специализация - то есть, гипертрофированное увеличение одного из аспектов окружающего мира, - отрицает остальные аспекты этого мира.
Например, приходит человек в клуб спортивных гонок. Вот, чувствует такой человек особое чувственное удовольствие от высоких скоростей - и , желая максимизировать это удовольствие, он начинает абсолютизировать источник его получения.
Но, если человек попал в "положительный" клуб, то там старшие товарищи очень быстро начнут ему объяснять, что скорость и победа - не самое главное. Что есть принципы и ценности - дружба, порядочность, человечность - из-за которых нужно иметь возможность остановиться в шаге от победы в гонках, но победить себя в чем-то другом.
Таким образом, если клуб "положительный", абсолютизация одного аспекта мира станет переходным мостиком к открытию всех остальных его аспектов, станет КАЛИТКОЙ к миру в его множественности и гармонии.
Если клуб (специализация) отрицательный по смыслу - в случае спортивного клуба это победа и скорость любой ценой и любыми средствами, - то такой клуб станет ЗАБОРОМ, заслоняющим мир. Такой клуб станет сектой - абсолютизируется один аспект мира и отрицает остальные, или, в лучшем случае, рассматривает их как подчиненные, второстепенные.
С этой точки зрения любой клуб искажает исходную гармонию мира - в том числе, и духовную, - и поэтому больше всего любой клуб лишен именно духовности. Бизнес-сфера (бизнес-клуб) в этом смысле не исключение. Меньше же всего духовности будут содержать, соответственно, религиозный "клуб" и клуб искусства.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской