Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Можно ли суфизм применить на практике и решить проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно? Давайте узнаем! :)
-
Можно ли суфизм применить на практике и решить проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно? Давайте узнаем! :)
А что это за проблемы, которые "мешают всему человечеству жить полноценно"? Существуют ли в действительности такие проблемы?
-
Можно ли суфизм применить на практике и решить проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно? Давайте узнаем! :)
А что это за проблемы, которые "мешают всему человечеству жить полноценно"? Существуют ли в действительности такие проблемы?
Я полагаю, что существуют. Причем, наибольшую опасность для человечества представляют проблемы (их еще называют "глобальными" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B), которые большинством не осознаются как таковые из-за их географической удаленности и/или временного масштаба.
Осознать неотложность этих проблем и, соответственно, спланировать свой индивидуальный ответ, обычному обывателю сложно. Это связано с тем, что эволюция организовала человеческий мозг для эффективного восприятия и решения проблем, возникающих "здесь (рядом)" и "сейчас (завтра, послезавтра)". Эти ранее полезные эволюционные приспособления, доставшиеся нам от гомо сапиенсов каменного века, в нынешнее время являются основными барьерами для "сознательной" (не биологической) эволюции человека.
С научной аргументацией такого положения дел можно ознакомиться, изучив работы ведущих эволюционных психологов:
Cosmides & Toobi http://www.psych.ucsb.edu/research/cep/index.html
S. Pinker http://pinker.wjh.harvard.edu/
Gerd Gigerenzer http://ntfm.mpib-berlin.mpg.de/mpib/FMPro?-db=MPIB_Mitarbeiter.FP5&-lay=L1&-format=MPIB_Mit.htm&-op=eq&ID_Name=Gigerenzer&-find
В более популярном изложении эти идеи представлены у проф. Орнштейна (ученый из ближайшего "Шаховского круга"):
R. Ornstein. Evolution of Consciousness: The Origins of the Way We Think http://www.amazon.com/Evolution-Consciousness-Origins-Way-Think/dp/0671792245/ref=sr_1_2?ie=UTF8&s=books&qid=1270545295&sr=1-2
Для гуманитариев идеи эволюционной психологии неплохо изложил
Brian Boyd. On the Origin of Stories: Evolution, Cognition, and Fiction http://www.amazon.com/Origin-Stories-Evolution-Cognition-Fiction/dp/0674033574/ref=sr_1_1?ie=UTF8&s=books&qid=1270545526&sr=1-1
Люди, не участвующие в работе реальных суфийских школ, могут вполне эффективно работать над своей осознанностью, практикуя самонаблюдение (в частности, наблюдая за собственными предположениями). Можно порекомендовать переведенную на русский книгу А. Дейкмана "Наблюдающее Я".
-
А что это за проблемы, которые "мешают всему человечеству жить полноценно"? Существуют ли в действительности такие проблемы?
Я полагаю, что существуют. Причем, наибольшую опасность для человечества представляют проблемы (их еще называют "глобальными" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B), которые большинством не осознаются как таковые из-за их географической удаленности и/или временного масштаба.
Осознать неотложность этих проблем и, соответственно, спланировать свой индивидуальный ответ, обычному обывателю сложно. Это связано с тем, что эволюция организовала человеческий мозг для эффективного восприятия и решения проблем, возникающих "здесь (рядом)" и "сейчас (завтра, послезавтра)". Эти ранее полезные эволюционные приспособления, доставшиеся нам от гомо сапиенсов каменного века, в нынешнее время являются основными барьерами для "сознательной" (не биологической) эволюции человека.
Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?
-
Уважаемая Ева,
Думаю, что каждый сможет сделать самостоятельные выводы из предложенной мной информации.
Вот коротенькая визуальная метафора, имеющая, на мой взгляд, отношение к нашему разговору:
http://www.youtube.com/watch?v=qpI5c_DkaXE
-
Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?
Уважаемая Ева,
Думаю, что каждый сможет сделать самостоятельные выводы из предложенной мной информации.
Вот коротенькая визуальная метафора, имеющая, на мой взгляд, отношение к нашему разговору:
http://www.youtube.com/watch?v=qpI5c_DkaXE
Верно ли я Вас поняла: Вы не планируете использовать аргументацию ad rem, по существу?
-
"Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй наиболее опасны. Такие идеалы неизменно приводят к попытке навязать другим нашу систему «высших» ценностей для того, чтобы они осознали, что с нашей точки зрения имеет чрезвычайную важность для их счастья, для того, чтобы, так сказать, спасти их души. Они ведут к утопизму и романтизму. Мы все чувствуем, что любой был бы счастлив в прекрасном и совершенном мире наших грез. Вне сомнения, небеса спустились бы на землю, если бы мы все могли любить друг друга. Но, как я уже сказал (в главе 9), попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Она вызывает нетерпимость. Она вызывает религиозные войны и спасение душ посредством инквизиции. К тому же она, я уверен, основывается на полном непонимании нашего морального долга. Наш моральный долг состоит в том, чтобы помогать нуждающимся в нашей помощи, однако моральный долг не может заключаться в том, чтобы делать других счастливыми, ведь это от нас не зависит, и к тому же это слишком часто представляет собой не что иное, как вмешательство в частную жизнь тех, к кому мы имеем дружескую склонность."
Карл Поппер, "Открытое общество и его враги"
http://www.i-u.ru/biblio/archive/popper_otkritoe/
http://www.i-u.ru/biblio/archive/popper_otkritoe2/
-
Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?
Уважаемая Ева,
Думаю, что каждый сможет сделать самостоятельные выводы из предложенной мной информации.
Вот коротенькая визуальная метафора, имеющая, на мой взгляд, отношение к нашему разговору:
http://www.youtube.com/watch?v=qpI5c_DkaXE
Верно ли я Вас поняла: Вы не планируете использовать аргументацию ad rem, по существу?
"Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?"
Простите, Ева, я этого не утверждал. Это ВЫ САМИ сделали такой вывод из моих слов.
Поэтому я ответил так, как ответил.
С высказыванием Поппера я согласен. Не моглы бы Вы, в свою очередь, пояснить, как это высказывание соотносится с обсуждаемой темой?
Выскажитесь, пожалуйста, ПРЯМО и ПО СУЩЕСТВУ обсуждаемой темы: согласны ли Вы, что глобальные проблемы (в формулировке Википедии) реально существуют или это миф?
-
Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?
Простите, Ева, я этого не утверждал. Это ВЫ САМИ сделали такой вывод из моих слов.
Поэтому я ответил так, как ответил.
Я не утверждала никаких выводов. Это были вопросы (там стоят знаки вопроса). Вы написали: "Я полагаю, что существуют. Причем, наибольшую опасность для человечества представляют проблемы...", поэтому я и спрашиваю.
Если из Вашего ответа следует, что:
- "проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно", существуют;
- этими проблемами являются "Глобальные проблемы" человечества;
- существуют "ранее полезные эволюционные приспособления, доставшиеся нам от гомо сапиенсов каменного века, в нынешнее время являются основными барьерами" для решения этих проблем;
- не-суфии также могут "вполне эффективно работать над своей осознанностью, практикуя самонаблюдение (в частности, наблюдая за собственными предположениями);
то выходит, что никто не может жить полноценно из-за глобальных проблем, но есть способы решения этих проблем, и осознанность является необходимым условияем для того, чтобы решить эти проблемы. И получается, что отсутствие осознания ошибочности эволюционных приспособлений мешает решать эти проблемы; а пока проблемы не будут решены, полноценно жить никто не сможет.
Это - моя интерпретация того, что содержится в Вашем ответе, и я хочу уточнить: это то, что Вы имели в виду?
Если нет, то мне хотелось бы понимать, где я неправильно Вас поняла.
-
Из Вашего ответа следует, что полноценная жизнь будет возможна для человека (кем бы он не был и где бы не жил) только после того, как все глобальные проблемы человечества будут разрешены? И до этого жить полноценно никто не может и не сможет?
Простите, Ева, я этого не утверждал. Это ВЫ САМИ сделали такой вывод из моих слов.
Поэтому я ответил так, как ответил.
Я не утверждала никаких выводов. Это были вопросы (там стоят знаки вопроса). Вы написали: "Я полагаю, что существуют. Причем, наибольшую опасность для человечества представляют проблемы...", поэтому я и спрашиваю.
Если из Вашего ответа следует, что:
- "проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно", существуют;
- этими проблемами являются "Глобальные проблемы" человечества;
- существуют "ранее полезные эволюционные приспособления, доставшиеся нам от гомо сапиенсов каменного века, в нынешнее время являются основными барьерами" для решения этих проблем;
- не-суфии также могут "вполне эффективно работать над своей осознанностью, практикуя самонаблюдение (в частности, наблюдая за собственными предположениями);
то выходит, что никто не может жить полноценно из-за глобальных проблем, но есть способы решения этих проблем, и осознанность является необходимым условияем для того, чтобы решить эти проблемы. И получается, что отсутствие осознания ошибочности эволюционных приспособлений мешает решать эти проблемы; а пока проблемы не будут решены, полноценно жить никто не сможет.
Это - моя интерпретация того, что содержится в Вашем ответе, и я хочу уточнить: это то, что Вы имели в виду?
Если нет, то мне хотелось бы понимать, где я неправильно Вас поняла.
Попробую сформулировать еще раз.
Чтобы не было недоразумений: я не высказывался и ничего не утверждал относительно "полноценности" или "неполноценности" индивидуального человеческого существования и способов его улучшения.
Я утверждал, что есть КОЛЛЕКТИВНЫЕ проблемы человечества, в т.ч. глобальные угрозы для его выживания на планете. Про эти угрозы знают многие, но предпринимает действия лишь небольшая часть людей. Те, кто знает, но пассивны - не виноваты, поскольку эволюция устроила так, что человек почти не способен реагировать на события, происходящие далеко и выражающиеся в медленных, постепенно накапливающихся изменениях (а именно таковы "глобальные угрозы"). По этой причине морализаторство и призывы к "разуму" и "здравому смыслу" не были и не будут эффективны.
Гипотеза состоит в том, что если люди начнут практиковать самонаблюдение, это приведет к повышению их осознанности, проявляющейся, в в частности в изменении "порога чувствительности" к глобальным угрозам.
Прошу прощения, что ранее не получилось сформулировать достаточно внятно.
-
Глобальные проблемы – продукт человеческой деятельности. Как же можно заставить человечество идти в другую, совсем противоположную сторону, если столько уже пришли? А некоторым может стать жалко , ведь так много уже прошли. Как считаете? И ещё, глобальные проблемы это конечно очень серьёзная тема , но есть ещё проблемы, которые на мой взгляд не менее значимы. Например, сейчас можно услышать о том что идёт дебилизация общества. Есть также и социальные проблемы, такие как голод, сиротство, бездомность , различные вирусные и не только вирусные заболевания. Вряд ли человечество сможет справиться с глобальными проблемами, не разобравшись в себе? ;D
-
Можно ли суфизм применить на практике и решить проблемы, которые мешают всему человечеству жить полноценно? Давайте узнаем! :)
ИМХО ответ на этот вопрос сильно зависит от того что именно вы называете суфизмом
-
Это всё порождает несколько вопросов:
1. А надо ли? Нужно ли конкретно взятому индивидууму решение глобальных проблем? Я отнюдь не подразумеваю ответ "нет", но согласится ли любой на удачу взятый человек, что ему лично это нужно? Мы можем сказать, что тот, кого они не беспокоят - эгоист. Но основано ли это суждение на чём-то, кроме наших субъективных представлений (веры, морали, чего угодно)? Если нет, то это - тоже своего рода эгоизм. Если вернуться к исходной постановке темы - что значит "жить полноценно"?
2. Могут ли идеи вообще решать проблемы? Или всё-таки требуется что-то ещё? Есть ли исторические прецеденты?
3. А если и "да" - то как вы себе это представляете? Изучение суфизма/практик осознанности в школах? Обязательная медитация с 12:00 до 13:00? Под страхом смертной казни? Ещё варианты?
А вообще, пусть меня поправят дервиши, но у меня не возникло ощущения, что суфизм, как учение, ставит своей целью решение глобальных проблем. Я имею в виду не действия самих суфиев, а основную цель учения.
-
Возможно,самая "глобальная" проблема - это то,какие мы-создающие проблемы.Конечно,идеи не решают ничего,но методы-другой вопрос.Сам" метод суфизма"(по моему мнению)-исключает обязательность,в силу уже начального осознания собственной,личной неосознанности,и соответственно принятия "метода"-для ремонта(улучшения)своего состояния-самой "глобальной" нашей личной :)проблемы.
-
голосование закончилось ? что так ?
но тем не менее мой ответ : не могут.
т.к. базовые идеи косвенно ответственны за само возникновение т.н. ГП.
-
DeepDiver, по Вашему остаётся с обречённостью ждать всё новые проблемы в форме различных катастроф, войн и др. неприятных вещей? Зачем же вообще тогда самосовершенствоваться, когда вокруг будут мучиться люди. Каково над этим наблюдать? Неужели человек, ставшей на путь , не может (пусть даже косвенно, и скорее всего косвенно) изменить жизнь и взгляд на жизнь окружающих его людей? Даже на своём примере я убедилась, что такой принцип действует. Просто побыв рядом со Знающим человеком, я уже стала меняться, ещё сама этого не осознавая. И только через некоторое время я поняла что происходит...
Уже даже научно доказано, что мысль имеет силу, огромную силу...
DeepDiver, что вы скажите? :)
-
DeepDiver, по Вашему остаётся с обречённостью ждать всё новые проблемы в форме различных катастроф, войн и др. неприятных вещей? Зачем же вообще тогда самосовершенствоваться, когда вокруг будут мучиться люди. Каково над этим наблюдать? Неужели человек, ставшей на путь , не может (пусть даже косвенно, и скорее всего косвенно) изменить жизнь и взгляд на жизнь окружающих его людей? Даже на своём примере я убедилась, что такой принцип действует. Просто побыв рядом со Знающим человеком, я уже стала меняться, ещё сама этого не осознавая. И только через некоторое время я поняла что происходит...
Уже даже научно доказано, что мысль имеет силу, огромную силу...
DeepDiver, что вы скажите? :)
меня мало волнуют судьбы миллионов , бо сказано :«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
конечно , изменить взгляд проще , чем найти решение .
Вспоминается анекдот про больного энурезом : решив , что у Врача лечение слишком дорогое , пациент пошел к Психотерапевту, а потом через пару недель когда Врач поинтересовался его состоянием, отвечает : энурез по-прежнемму , НО ТЕПЕРЬ Я ЭТИМ ГОРЖУСЬ !!!
мысль материальна , но и переоценивать ее потенциал не стоит, а это происходит часто .
Кого Знающим называет-то ? можно в личку , глядишь помогу :) , но не как Психотерапевт.
-
Глобальные проблемы – продукт человеческой деятельности.
скорее продукт сознательного неведения и непонимания реально происходящих процессов .
-
Вспоминается анекдот про больного энурезом : решив , что у Врача лечение слишком дорогое , пациент пошел к Психотерапевту, а потом через пару недель когда Врач поинтересовался его состоянием, отвечает : энурез по-прежнемму , НО ТЕПЕРЬ Я ЭТИМ ГОРЖУСЬ !!!
Особая пикантность анекдота в том, что подавляющее большинство врачей не умеет лечить энурез. Но берется. Благо, законы Хаммурапи давно отменены.
-
Особая пикантность анекдота в том, что подавляющее большинство врачей не умеет лечить энурез
надеюсь , что это не личная проблема. Но если что обращайтесь :) ...
-
Особая пикантность анекдота в том, что подавляющее большинство врачей не умеет лечить энурез
надеюсь , что это не личная проблема. Но если что обращайтесь :) ...
Я так и думал, что вы врач. Это многое объясняет в ваших репликах на форуме.
Современное медицинское образование накладывает очень специфическую, но редко замечаемую манеру в общении, проявляющуюся в особом сочетании апломба и невежества. Это очень точно подметил и описал Иллич ((Ivan Illich) в Limits of Medicine и Disabling Professions (http://www.amazon.com/Disabling-Professions-Ideas-Progress-Illich/dp/0714525103).
Не подумайте, что это в обиду вам написано. Проведите эксперимент и понаблюдайте за своими реакциями во время чтения приведенных книжек Иллича. Если возникнет сильное раздражение или непреодолимая скука, значит мой дистанционный диагноз верен.
-
Особая пикантность анекдота в том, что подавляющее большинство врачей не умеет лечить энурез
надеюсь , что это не личная проблема. Но если что обращайтесь :) ...
Я так и думал, что вы врач. Это многое объясняет в ваших репликах на форуме.
Современное медицинское образование накладывает очень специфическую, но редко замечаемую манеру в общении, проявляющуюся в особом сочетании апломба и невежества. Это очень точно подметил и описал Иллич ((Ivan Illich) в Limits of Medicine и Disabling Professions (http://www.amazon.com/Disabling-Professions-Ideas-Progress-Illich/dp/0714525103).
Не подумайте, что это в обиду вам написано. Проведите эксперимент и понаблюдайте за своими реакциями во время чтения приведенных книжек Иллича. Если возникнет сильное раздражение или непреодолимая скука, значит мой дистанционный диагноз верен.
С Илличем не знаком , но что-то попахивает нью-эйджем . Нападки на современную медицину , которая в некоторых регионах увеличила продолжительность жизни в ДВОЕ , имеют место быть .
А про диагнозы , так это классика :). Простейший способ сократить время на анамнезические манипуляции это просто слушать мнение пациента о посторонних. Он сам все расскажет , не подозревая , что говорить он будет о себе ;D .
ps. Я не врач :)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской