Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: Дальвадар Сали от 19 ЬРп 2010, 01:15:31

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Пока не станете как звери...
Отправлено: Дальвадар Сали от 19 ЬРп 2010, 01:15:31
Попался интересный отрывок в книге Toshihiko Izutsu 'Sufism and Taoism', посвященной, в том числе, учению Ибн Араби. Привожу приблизительный перевод и текст оригинала (речь в этой главе идет о методах достижения способности видеть иллюзорность сотворенного мира и способности понимать, что существующие в нем вещи являются лишь символами объектов из мира воображения).

...Затем, отказываясь от всякой активности Рассудка и больше не пользуясь способностью мыслить, человек полностью осознает "животность" (хайаванийа), которая скрывается в сути каждого человеческого существа. На этой стадии человек - настоящее животное, без единой примеси поверхностной человечности. Такой человек "освобожден от власти Рассудка и отдает себя своим природным желаниям. Он - животное, чистое и простое".

В этом состоянии чистой животности человек получает определенного рода мистическую интуицию, некоторую разновидность "раскрытия" (кашф). Это "раскрытие" - разновидность "раскрытия", которым по природе своей обладают дикие животные.

Then abandoning all activity of Reason and not exercising any longer the thinking faculty, one fully realizes the 'animality' (hayawaniyah) which lies hidden at the bottom of every human being. One is, at this stage, a pure animal with no mixture of shallow humanity. Such a man 'is freed from the sway of Reason and abandons himself to his natural desires. He is an animal pure and simple'.

In this state of unmixed animality, the man is given a certain kind of mystical intuition, a particular sort of 'unveiling' (kashf). This 'unveiling' is the kind of 'unveiling' which is naturally posessed by wild animals.

<...>

Достигнул ли человек такой степени животности можно понять по двум внешним признакам: один признак в том, что он переживает животное "раскрытие" в настоящее время, другой - в том, что он не может говорить. <...> Первый признак человека, переживающего животный кашф в настоящее время, в том, что "он видит тех, кто подвергнут наказанию (ангелами) в могилах, и тех, кто наслаждается райским блаженством. Он видит, что мертвые живут, немые разговаривают, а калеки - ходят". Перед глазами такого человека появляются странные сцены, которые наш "здравомыслящий и здоровый" Рассудок без колебаний сочтет сущим безумием. <...> Ибн Араби здесь хочет сказать, что все кажущиеся неопровержимыми категории, на которые Реальность разделена человеческим Рассудком, теряют свою онтологическую обоснованность в таком "животном" опыте.

Whether a man has attained to this degree of animality may be known from outside by symptoms: one is that he is actually experiencing the animal 'unveiling', and the other is that he is unable to speak. <...> The first symptom of a man actually experiencing the animal 'kashf', is that 'he sees those who are being chastised (by angels) in the graves, and those who are enjoying a heavenly felicity, that he sees the dead living, the dumb speaking, and the crippled walking.' To the eye of such a man there appear strange scenes which our 'sane and healthy' Reason would unhesitatingly consider sheer insanity. <...> What Ibn 'Arabi wants to say by all this is that all the seemingly watertight compartments into which Reality is divided by human Reason lose their ontological validity in such an 'animal' experience.

Второй признак заключается в том, что такой человек становится немым и не может объясниться "даже если он хочет и пытается описать словами то, что он видит. И это убедительный признак того, что он реализовал свою животность". <...> Человек, который, таким образом, прошел весь путь до самых дальних границ животности и если он все еще продолжает свои духовные упражнения, может дорасти до состояния чистого Интеллекта.

The second symptom is that such a man becomes dumb and is unable to express himself 'even if he wants and tries to describe in words what he sees. And this is a decisive sign that he has actualized his animality.' <...> A man who has thus gone all the way to the furthest limit of animality, if he still continues his spiritual exercise, may rise to the state of pure Intellect.

---

Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?

Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: tool от 19 ЬРп 2010, 11:45:13
Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?

Имхо, получается, что реализация в себе животной стороны полезнее, чем не реализация никакой стороны :)
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: kopernick от 19 ЬРп 2010, 12:26:30
Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?

Создается впечатление, что животное состояние, от которого мы хотим избавиться, и животное состояние, о котором пишет Ибн Изуцу, - две большие разницы.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Дальвадар Сали от 19 ЬРп 2010, 12:39:21
Создается впечатление, что животное состояние, от которого мы хотим избавиться, и животное состояние, о котором пишет Ибн Изуцу, - две большие разницы.

А в чем именно эта разница? Разве животное состояние бывает нескольких разновидностей? )
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: годидзе от 19 ЬРп 2010, 12:48:44
Мы пытаемся избавиться от довлеющей над нами животности, а Изуцу, как мне кажется, говорит о сознательном возврате к этому состоянию как акте самопознания. Человек, преодолевший свою животную природу, может взглянуть на нее со стороны, а потом вернуться и пережить ее заново, тем самым ее облагородив.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Ева от 19 ЬРп 2010, 12:56:58
Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?

Мне кажется, что обсуждать этот вопрос без обсуждения концепции "тасхир" (в том виде, как ее трактовал Араби), очень сложно.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: училка от 19 ЬРп 2010, 13:35:50
Создается впечатление, что животное состояние, от которого мы хотим избавиться, и животное состояние, о котором пишет Ибн Изуцу, - две большие разницы.

Анекдот, рассказанный одним из дервишей:

Идет презентация фирмы, организовали хороший фуршет. Один из приглашенных гостей ест, пьет от пуза, сгребая все со стола и запивая немыслимым количеством напитков.  Другой бизнесмен, его товарищ,  сидит с бокалом шампанского, едва притронувшись к закуске. Первый ему говорит:
- Ты что не ешь, не пьешь-то?
- Да я сыт, не хочу.
- Ты что?! Смотри сколько всего! Ешь, пока осталось. Халява!
- Послушай, ну что ты пристал? Когда ем, когда хочу есть, а когда не хочу – не ем.
- Ну ты, прямо, как животное какое-то!

Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: kopernick от 19 ЬРп 2010, 16:14:28
Создается впечатление, что животное состояние, от которого мы хотим избавиться, и животное состояние, о котором пишет Ибн Изуцу, - две большие разницы.

А в чем именно эта разница? Разве животное состояние бывает нескольких разновидностей? )

Я бы даже уточнил, что по сути мы пытаемся избавиться не от животности, а от того, что получилось в результате соединения животности и социальных, культурных наслоений. Проблему ведь вызывают не сами животные инстинкты, которые в чистом виде естественны и необходимы, а то, во что они превращаются в результате "негативного влияния окружающей среды". Например, желание поесть вполне естественно и понятно, проблему вызывает обжорство, а оно есть результат воспитания, развития психики, личности и пр., т.е. это не животность в чистом виде. Отказ от рассудочных построений, культурности и человечности превращает человека в чистое и простое животное, в котором инстинкты действуют именно так, как должны. В каком-то смысле это можно назвать освобождением или раскрытием.

Но мы в нашем нынешнем состоянии не видим мертвых в могилах и можем говорить, разница, как минимум, в этом.

Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: kopernick от 19 ЬРп 2010, 16:20:40
Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?

Мне кажется, что обсуждать этот вопрос без обсуждения концепции "тасхир" (в том виде, как ее трактовал Араби), очень сложно.

А как он ее трактовал?
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Дальвадар Сали от 19 ЬРп 2010, 16:57:46
Я бы даже уточнил, что по сути мы пытаемся избавиться не от животности, а от того, что получилось в результате соединения животности и социальных, культурных наслоений. Проблему ведь вызывают не сами животные инстинкты, которые в чистом виде естественны и необходимы, а то, во что они превращаются в результате "негативного влияния окружающей среды". Например, желание поесть вполне естественно и понятно, проблему вызывает обжорство, а оно есть результат воспитания, развития психики, личности и пр., т.е. это не животность в чистом виде. Отказ от рассудочных построений, культурности и человечности превращает человека в чистое и простое животное, в котором инстинкты действуют именно так, как должны. В каком-то смысле это можно назвать освобождением или раскрытием.

Прослеживается параллель с темой "К.Лоренц vs Кант: источник человеческого - в животной природе" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg60395#msg60395):

Цитата: wayter
Бессознательное содержит инструмент приспособления к (и, следовательно, отражения) Реальности. Реальность более полно отражается в бессознательном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет (но также и в плане глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту).
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Anna от 19 ЬРп 2010, 17:27:24
Скорее всего метод  "отдать себя животным желаниям" Араби предлагал как часть общей развивающей практики. Совсем не значит, во всяком случае из текста, что в этом состоянии нужно остаться.))  А вот как чистый опыт освобождения от условностей (завес) он  может быть очень ценным для продвижения по пути. Возможно, такого рода освобождение естественнее всего для человека, доступнее что ли.
( По аналогии с  любовью к Богу, которую не просто осознать, и любовью к ближнему, которая рекомендуется как практика и метод получения опыта.)
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: poslushnic от 20 ЬРп 2010, 03:46:30

 
Цитировать
что получилось в результате соединения животности и социальных, культурных наслоений.

Видимо некоторые формы аскетизма в раннем христианстве тоже преследовали схожие цели очищения от культурности, рассудочных построений. Возвращения  в потерянный "рай" Адамом.

Вот что повествуют истории об одном таком блаженном отшельнике Афу: Афу был простым, неученым человеком и общался в основном "с дикими зверями". Он не жил с людьми и старательно избегал любого общества. Только в день Пасхи он появлялся в городе - в Оксиринхе - и слушал проповедь в храме. Он вел отшельническую жизнь среди диких зверей, и животные были его друзьями.
....
Иезекииль, верный ученик апы Павла, описал их совместное путешествие по пустыне, во время которого они повстречались с Афу. ....
Мы шли на юг от горы Тераб, пока не достигли горы Тероташанс к югу от Коса. Там в долине мы увидели нескольких антилоп, а среди них - монаха. Отец мой подошел, поприветствовал его и спросил: "Как зовут тебя?" Тот отвечал: "Мое имя Афу. Помяни меня, отец мой апа Павел, и да приведет Господь мою жизнь к благому концу". Отец мой сказал ему: "Сколько лет пребываешь ты на этом месте?" Тот ответил: "Пятьдесят четыре года". Тогда отец мой спросил: "Кто облачил тебя в схиму?" Тот отвечал: "Апа Антоний из Скита". Отец мой сказал ему: "Как же ты жил, скитаясь с антилопами?" Тот произнес в ответ: "Пища моя одинакова с пищей этих антилоп - плоды и травы полевые". Отец мой удивился: "И ты не мерзнешь зимой и не страдаешь от жары летом?" Тот отвечал: "Зимой я сплю среди антилоп, и они согревают меня теплом уст своих. Летом они собираются и встают вместе, чтобы тень их падала на меня и жара не мешала мне".

...
Вот что пишет Созомен об отшельниках Сирии и прилегающей части Персии, за свой образ жизни называемых βοσκοί, ибо они не строили себе келий и обитали в горах: “В часы, определенные для еды, каждый из них брал серп, шел в горы и срезал себе травы на ужин, питаясь подобно скоту на пастбище” — καθάπερ νεμόμενοι. Созомен перечисляет имена тех, кто избрал себе такую "философию" (Hist. Eccl. VI, 33). Основное значение слова βοσκός — пастух, волопас. Но в этом контексте оно означает скорее βοσκόμενος νεμόμενος — пасущуюся скотину33. Немало аскетов практиковали подобный образ жизни и в Палестине. Одни из них обитали в горах, норах и пещерах земных, другие - со зверями (σύνοικοι θηρίοις γενόμενοι). Некоторые вели и более суровую жизнь: νέμονται δε την γήν, βοσκούς καλοΰσι... ώστε τω χρόνω και θηρίοις συνα-φομοιοΰσθαι [они паслись на земле и назывались βοσκούς... потому что временами уподоблялись зверям] (Евагрий Схоластик, Hist. Eccl. 1, 21).
....
Интересно что блаженный Афу покинувший общество людей, уподобившись образу жизни зверей, вернувшись в мир стал защитником понимания образа Божия в человеке в диспуте с одним епископом.

Полный текст статьи: http://www.catholic.uz/tl_files/reading_room/florovky_antropomorfiti/content.htm




Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Ева от 20 ЬРп 2010, 04:22:16
Мне кажется, что обсуждать этот вопрос без обсуждения концепции "тасхир" (в том виде, как ее трактовал Араби), очень сложно.
А как он ее трактовал?

Я попозже напишу, ок? потому что чтобы не переврать, мне хотелось бы привести дословно цитаты. А поскольку текст на английском, то мне надо его сперва перевести.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Часовщик от 20 ЬРп 2010, 14:38:47


...Второй признак заключается в том, что такой человек становится немым и не может объясниться "даже если он хочет и пытается описать словами то, что он видит. И это убедительный признак того, что он реализовал свою животность". <...> Человек, который, таким образом, прошел весь путь до самых дальних границ животности и если он все еще продолжает свои духовные упражнения, может дорасти до состояния чистого Интеллекта.

The second symptom is that such a man becomes dumb and is unable to express himself 'even if he wants and tries to describe in words what he sees. And this is a decisive sign that he has actualized his animality.' <...> A man who has thus gone all the way to the furthest limit of animality, if he still continues his spiritual exercise, may rise to the state of pure Intellect.

---

Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?


Есть интересная ссылка об истории которая случилась с нейроанатомом Джил Боулт Тейлор.
Коротко:
Джил Боулт Тейлор получила возможность для исследования мозга, о которой вряд ли мечтал хоть один специалист: она перенесла обширный инсульт и наблюдала, как функции ее собственного мозга – движения, речь, самосознание – отказывали одна за другой. Поразительная история.
Находиться  здесь. (http://www.ted.com/talks/jill_bolte_taylor_s_powerful_stroke_of_insight.html) Есть субтитры на русском.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: Anna от 21 ЬРп 2010, 00:56:54
Спасибо, интересная ссылка.
Но вот я сразу подумала, если бы у этой женщины сосуд лопнул не в правом, а в левом полушарии мозга, какой опыт осознания себя она бы получила?  Скорее всего сначала бы ушли все эмоции, а мозг стал выдавать логарифмические формулы и описывать ими пространство, да? Затем контуры тела приобрели бы жирные очертания, после чего само тело  вообще бы распалось на отдельные самостоятельно функционирующие части, каждая со своим мнением и характером.  При этом, они продолжали бы слаженно работать? Скорее всего, телефон бы она вспомнила сразу и даже напринимала бы кучу обдуманных и верных решений, как действовать в этой ситуации. Но вот смогла бы она действовать? Наверное, нет. И тогда, скорее всего, разгорелся бы скандал между всеми частями, драка с поножовщиной и все такое :)) ну, или  процессор бы перегрелся и сгорел.

И все же не хочется мне думать, что левое полушарие - это какое-то недоразумение и давайте все быстренько от него избавляться, чтобы поскорее достичь нирваны,  а  то Бог чего-то там не продумал в нашей конструкции...
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: iv2259 от 21 ЬРп 2010, 10:15:03
 :)"Избавиться" от различающей функции левого полушария пробовали ещё древние - при помощи краниотомии,например.В разделе "наука,техника,интернет" - темы-"о трансцендентности ушибленных в темечко" и "блаженны лишившиеся части мозга".Кстати "центр обнаружения ошибок" найден(возможно) как раз в левой надвисочной части мозга(инф.не проверена).М.Шафии в кн."Свобода от себя"М.,2007,приводит данные по изучению активности мозга при медитации различных традиций,где отмечается усиление бета-активности мозга(12-30 циклов в сек.)-признак перевозбуждения,одновременно с повышением амплитуды альфа-волн ЭЭГ."Считаетс,что альфа-ритм выражает состояние,при котором кора головного мозга бодрствует,но находится в бездействии.Альфа-ритм создаётся синхронной работой большого количества нейронов;чем выше амплитуда и чем большее к-во клеток головного мозга учавствует в работе,тем более слаженной является их деятельность."Изучая деятельность опытных мастеров трансцендентной медитации Левайн,Хэйнс,Уэсткотт(1977) обнаружили,что медитация способна повышать согласованность(синхронность и совпадение фазы и частоты)показаний электроэнцефалограммы разл.частей мозга,в особенности левого и правого полушарий."                                        P.S.  Вспоминается "грехопадение"-ослушавшись Бога и получив способность "различения"-люди были "изгнаны из рая". :'(
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: wild от 21 ЬРп 2010, 10:26:27
Есть интересная ссылка об истории которая случилась с нейроанатомом Джил Боулт Тейлор.
Коротко:
Джил Боулт Тейлор получила возможность для исследования мозга, о которой вряд ли мечтал хоть один специалист: она перенесла обширный инсульт и наблюдала, как функции ее собственного мозга – движения, речь, самосознание – отказывали одна за другой. Поразительная история.
Находится  здесь. (http://www.ted.com/talks/jill_bolte_taylor_s_powerful_stroke_of_insight.html) Есть субтитры на русском.

Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы!
Также посмотрите в мозге -
Справа - Он, а слева - Вы.

Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: zet от 21 ЬРп 2010, 14:22:48
Есть интересная ссылка об истории которая случилась с нейроанатомом Джил Боулт Тейлор.
Коротко:
Джил Боулт Тейлор получила возможность для исследования мозга, о которой вряд ли мечтал хоть один специалист: она перенесла обширный инсульт и наблюдала, как функции ее собственного мозга – движения, речь, самосознание – отказывали одна за другой. Поразительная история.
Находиться  здесь. (http://www.ted.com/talks/jill_bolte_taylor_s_powerful_stroke_of_insight.html) Есть субтитры на русском.
Обожаю эту женщину.
Цитировать
...matching the shape of the squiggles on the card to the shape of the squiggles on the phone pad…
Это очень похоже на те моменты, когда это происходит.

О животном состоянии или состоянии зверя, как сказано в заголовке темы, обычно мыслится в негативном ключе. И если это одно к одному из тех переводов, что предоставил автор темы, то я бы был готов к критике заголовка. Кроме того, если человек пишет об этом (имеется в виду Ибн Изуцу), то он одновременно и знает и не знает как это всё классифицировать. Значит и любой перевод, даже поверхностный, подойдёт.
 
Про состояние. По идее, это состояние или свойство, не вполне осознаваемое, от которого нужно избавиться.

Но в этом "животном состоянии" нет иного состояния! И не с чем сравнивать.

Об этом и говорит эта замечательно умная и сексуальная женщина.

Избавляться не от чего.

Но что тогда первое приходит на ум?
Что это за состояние? И почему от него нужно избавляться?


Другими словами, "что такого приходит на ум, от чего нужно избавляться"?
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: life3D от 22 ЬРп 2010, 08:10:52
Мы пытаемся избавиться от довлеющей над нами животности, а Изуцу, как мне кажется, говорит о сознательном возврате к этому состоянию как акте самопознания. Человек, преодолевший свою животную природу, может взглянуть на нее со стороны, а потом вернуться и пережить ее заново, тем самым ее облагородив.


К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.
Забери свой камень, железо, поваленные стволы.
Современная цивилизация! Пожирательница души!
Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.
Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,
Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,
Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,
Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,
Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.
Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.
Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,
Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.
Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.
Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.

(Рабиндранат Тагор)
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: iv2259 от 22 ЬРп 2010, 23:45:12
"Как именно происходит стимуляция блуждающего нерва,или парасимпатической системы?Как мы уже знаем,суфии считают,что человек находится в плену рационалистического образа мысли и дедуктивной логики.Это приводит к фрагментарности личности и утрате связи с интуитивным познанием.Мы знаем,что кора головного мозга обладает активным сдерживающим воздействием на "нижнюю часть"мозга,в частности на гипоталамус,ретикулярную систему,средний мозг,продолговатый мозг,спинной мозг,а также на симпатическую и парасимпатическую системы.Возможно ли предположить,что излишнее погружение в рациональное мышление и процессы рассуждения способно в значительной степени угнетать автономную и вегетативную нервные системы?Суфии считают,что посредством вдыхания и выдыхания зикра и практики медитаций индивидуум постепенно освобождается от рационального мышления и дуализма.Возможно,таким образом суфийские пиры помогают ищущим наладить контакт с интуицией,а также с животной и вегетативной частями собственной личности." М.Шафии "Свобода от себя"М.,2007,с.93.
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: life3D от 24 ЬРп 2010, 10:24:08
Елена Рерих:

Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».

Источник: http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/uchen/elrerx2_15.htm
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: iv2259 от 25 ЬРп 2010, 22:12:43
"...когда человеку надлежит совершить внутреннее дело,он должен стянуть все свои силы в одну точку души своей,и сокрыться ото всех образов и ликов,и тогда может он там действовать.В забвение и неведение он там погрузится.Тишина и молчание да будут там,где должно быть воспринято то слово.К нему же придти нельзя лучше,чем через тишину и молчание;только там можно слышать его,только там его постигнешь:в неведении!Когда больше ничего не знаешь,тогда узнаешь его и оно открывается." .."Здесь нужно подняться к высшему виду знания,и это неведение не должно происходить от невежества,но от познания должно придти к неведению.        Там станем мы вещими божественным неведением,там будет облагороженно и украшено наше неведение сверхъестественным знанием." М.Экхарт "Духовные проповеди и рассуждения" М.,1991,гл. "о неведении".
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: iv2259 от 26 ЬРп 2010, 22:49:51
Нет ли подвижек с "тасхир",добрая Ева?Уж очень интересно. ???
Название: Re: Пока не станете как звери...
Отправлено: iv2259 от 27 ЬРп 2010, 14:59:26
Исследуя разл.виды медитаций М.Шафии обращает внимание на "толерантность к нереалистическим опытам(принятие переживаний,которые не согласуются с восприятием человеком реальности) и способность к адаптивной регрессии(способность переживать иррациональные мысли,первичный мыслительный процесс и возвращение на ранние стадии развития)."... изучая воздействие дзен-медитации "Мопен(1969,с.196) писал:...сатори можно отнести к разряду психологических адаптивных регрессий,описанных в литературе по психоанализу.В данном случае процесс медитации может быть определён как последовательность состояний регрессии..."(цит.по кн."Свобода от себя"М.Шафии).            Т.е.,перефразируя поговорку-"если бы молодость знала,если бы старость могла"-мы возвращаемся к глубинным слоям психического аппарата,уже с "высоты",намеренно отключая,на время - рефлексию и вообще "умствование",становясь,не совсем "как звери"(они зашорены рефлексами посильнее нашего),но лишь используя "открытость"их к явлениям,способность принимать "всё как есть"...

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100