Попался интересный отрывок в книге Toshihiko Izutsu 'Sufism and Taoism', посвященной, в том числе, учению Ибн Араби. Привожу приблизительный перевод и текст оригинала (речь в этой главе идет о методах достижения способности видеть иллюзорность сотворенного мира и способности понимать, что существующие в нем вещи являются лишь символами объектов из мира воображения).
...Затем, отказываясь от всякой активности Рассудка и больше не пользуясь способностью мыслить, человек полностью осознает "животность" (хайаванийа), которая скрывается в сути каждого человеческого существа. На этой стадии человек - настоящее животное, без единой примеси поверхностной человечности. Такой человек "освобожден от власти Рассудка и отдает себя своим природным желаниям. Он - животное, чистое и простое".
В этом состоянии чистой животности человек получает определенного рода мистическую интуицию, некоторую разновидность "раскрытия" (кашф). Это "раскрытие" - разновидность "раскрытия", которым по природе своей обладают дикие животные.
Then abandoning all activity of Reason and not exercising any longer the thinking faculty, one fully realizes the 'animality' (hayawaniyah) which lies hidden at the bottom of every human being. One is, at this stage, a pure animal with no mixture of shallow humanity. Such a man 'is freed from the sway of Reason and abandons himself to his natural desires. He is an animal pure and simple'.
In this state of unmixed animality, the man is given a certain kind of mystical intuition, a particular sort of 'unveiling' (kashf). This 'unveiling' is the kind of 'unveiling' which is naturally posessed by wild animals.
<...>
Достигнул ли человек такой степени животности можно понять по двум внешним признакам: один признак в том, что он переживает животное "раскрытие" в настоящее время, другой - в том, что он не может говорить. <...> Первый признак человека, переживающего животный кашф в настоящее время, в том, что "он видит тех, кто подвергнут наказанию (ангелами) в могилах, и тех, кто наслаждается райским блаженством. Он видит, что мертвые живут, немые разговаривают, а калеки - ходят". Перед глазами такого человека появляются странные сцены, которые наш "здравомыслящий и здоровый" Рассудок без колебаний сочтет сущим безумием. <...> Ибн Араби здесь хочет сказать, что все кажущиеся неопровержимыми категории, на которые Реальность разделена человеческим Рассудком, теряют свою онтологическую обоснованность в таком "животном" опыте.
Whether a man has attained to this degree of animality may be known from outside by symptoms: one is that he is actually experiencing the animal 'unveiling', and the other is that he is unable to speak. <...> The first symptom of a man actually experiencing the animal 'kashf', is that 'he sees those who are being chastised (by angels) in the graves, and those who are enjoying a heavenly felicity, that he sees the dead living, the dumb speaking, and the crippled walking.' To the eye of such a man there appear strange scenes which our 'sane and healthy' Reason would unhesitatingly consider sheer insanity. <...> What Ibn 'Arabi wants to say by all this is that all the seemingly watertight compartments into which Reality is divided by human Reason lose their ontological validity in such an 'animal' experience.
Второй признак заключается в том, что такой человек становится немым и не может объясниться "даже если он хочет и пытается описать словами то, что он видит. И это убедительный признак того, что он реализовал свою животность". <...> Человек, который, таким образом, прошел весь путь до самых дальних границ животности и если он все еще продолжает свои духовные упражнения, может дорасти до состояния чистого Интеллекта.
The second symptom is that such a man becomes dumb and is unable to express himself 'even if he wants and tries to describe in words what he sees. And this is a decisive sign that he has actualized his animality.' <...> A man who has thus gone all the way to the furthest limit of animality, if he still continues his spiritual exercise, may rise to the state of pure Intellect.
---
Получается, что животное состояние, от которого мы так хотим избавиться, очень даже полезно для духовного развития?