Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Большинство традиционных религий и духовных практик содержат представление о "духовном росте" (достижение святости, совершенства, просветления, обожения и проч.) либо как о цели, либо как о побочном эффекте духовного пути, и подчеркивают превосходство людей продвинувшихся (святых, просветленных) от людей обычных, не продвинувшихся. Являясь с одной стороны стимулом для продвижения, такое представление с другой стороны является довольно ядовитым и обычно производит эффект противоположный - препятствует тому самому духовному росту который ставится целью, поскольку тешит тщеславие и как правило приводит к непроизвольному высокомерию и чувству превосходства "продвинувшихся" по отношению к "непродвинувшимся". Допускаю что для достигших постоянного выхода за пределы своего "я" и его полной дезинтеграции это уже не является проблемой (хотя скорее всего чувство превосходства даже в этом случае как правило остается, но вытесняется в подсознание). Для тех же кто на промежуточных этапах это обычно является существенным тормозом, любые знаки прогресса или продвижения сразу же становятся поводом для внутреннего тщеславия, отравляют радость от такого продвижения и многих отбрасывают назад. Во многих случаях, как я неоднократно замечал в процессе общения с адептами разных религий, это чувство превосходства лишь скрывается, но часто себя выдает в различных ситуациях. Некоторые религии выработали своего рода противоядия, как например смирение и самоуничижение за собственную греховность в православии, но даже и в этом случае приходится делать невероятные усилия чтобы с помощью такого "смирения" противостоять чувству превосходства и тщеславию.
-
На самом деле никакого духовного роста нет, это фикция. Все равны и любой "продвинутый", кем бы он не считался - святым, просветленным и проч., ничем не выше в духовном смысле, не совершеннее и не святее любого обычного человека. Он может быть лучше по чисто человеческим качествам, но это имеет значение только в рамках земной жизни и не переходит в жизнь за ее пределами. Понимаю конечно что в это все равно никто не поверит.
-
Некоторые религии выработали своего рода противоядия, как например смирение и самоуничижение за собственную греховность в православии, но даже и в этом случае приходится делать невероятные усилия чтобы с помощью такого "смирения" противостоять чувству превосходства и тщеславию.
На мой взгляд, так называемое "противоядие" тоже может являться аналогом превосходства, но с другим оттенком.
-
На самом деле никакого духовного роста нет, это фикция. Все равны и любой "продвинутый", кем бы он не считался - святым, просветленным и проч., ничем не выше в духовном смысле, не совершеннее и не святее любого обычного человека. Он может быть лучше по чисто человеческим качествам, но это имеет значение только в рамках земной жизни и не переходит в жизнь за ее пределами. Понимаю конечно что в это все равно никто не поверит.
Мышь и верблюд.
Мышь ухватилась за верблюжью узду передними лапками и пошла,
подражая погонщикам верблюдов.
Верблюд последовал за ней,
давая мыши ощутить геройство.
Наслаждайся, —
подумал он. — Я преподам тебе сейчас урок».
Они подошли к берегу большой реки.
Мышь остолбенела.
«Чего ты ждешь?
Входи же в реку. Ты мой предводитель.
Не останавливайся здесь».
«Я боюсь утонуть».
Верблюд вошел в воду. «Здесь всего лишь по колено».
«Твое колено! Твое колено
в сто раз выше моей головы!»
«Ну что ж, быть может, тебе
не стать погонщиком верблюдов.
Оставайся с такими же, как ты.
Ведь мыши нечего сказать верблюду».
«Может быть, ты поможешь мне
перебраться на тот берег?»
«Залезай ко мне на горб.
Я создан для переправы сотен тебе подобных».
Ты не пророк, но следуй смиренно по пути пророков —
и сможешь прибыть туда же, где находятся они.
Не пытайся направлять корабль.
Не открывай свою собственную лавку.
Слушай. Храни молчание.
Ты не Божий глашатай. Старайся быть ухом,
а если уж заговорил, то для того, чтоб попросить
о разъяснении.
Источник твоего высокомерия и злобы —
в вожделениях, укоренившихся в твоих привычках.
Некто, привыкший есть глину, приходит в негодование,
когда ты пытаешься помешать ему.
Предводительство также может стать
ядовитой привычкой.
Когда кто-нибудь ставит под вопрос твои полномочия,
ты думаешь: «Он пытается захватить власть».
Ты, может быть, ответишь вежливо,
но внутренне ты негодуешь.
Всегда сверяй свое внутреннее состояние
с владыкой своего сердца.
Медь не знает, что она медь,
пока не превратилась в золото.
Твоя любовь не знает своего величия,
пока не узнала своей беспомощности.
(Джалалад-Дин Мухаммад Руми .Сокровища вспоминания. Перевод Леонида Тираспольского)
-
Просветленные просто счастливее (в духовном смысле), в этом вся разница. И как следствие этого - счастливый делает окружающих счастливее, он проэцирует свое счастье вовне. А несчастный портит всем жизнь вокруг себя, проэцируя на окружающих свою фрустрацию.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской