Большинство традиционных религий и духовных практик содержат представление о "духовном росте" (достижение святости, совершенства, просветления, обожения и проч.) либо как о цели, либо как о побочном эффекте духовного пути, и подчеркивают превосходство людей продвинувшихся (святых, просветленных) от людей обычных, не продвинувшихся. Являясь с одной стороны стимулом для продвижения, такое представление с другой стороны является довольно ядовитым и обычно производит эффект противоположный - препятствует тому самому духовному росту который ставится целью, поскольку тешит тщеславие и как правило приводит к непроизвольному высокомерию и чувству превосходства "продвинувшихся" по отношению к "непродвинувшимся". Допускаю что для достигших постоянного выхода за пределы своего "я" и его полной дезинтеграции это уже не является проблемой (хотя скорее всего чувство превосходства даже в этом случае как правило остается, но вытесняется в подсознание). Для тех же кто на промежуточных этапах это обычно является существенным тормозом, любые знаки прогресса или продвижения сразу же становятся поводом для внутреннего тщеславия, отравляют радость от такого продвижения и многих отбрасывают назад. Во многих случаях, как я неоднократно замечал в процессе общения с адептами разных религий, это чувство превосходства лишь скрывается, но часто себя выдает в различных ситуациях. Некоторые религии выработали своего рода противоядия, как например смирение и самоуничижение за собственную греховность в православии, но даже и в этом случае приходится делать невероятные усилия чтобы с помощью такого "смирения" противостоять чувству превосходства и тщеславию.