Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Она стала общим достоянием и в обиходе получила даже опасный характер несомненности и неоспоримости.
по мне,так все три подпункта(черты) - не выдерживают никакой критики,более того,не заслуживают её...
Философ. Вы говорите, что разум насильственно сводит к мертвому тожеству живое многообразие сущего. Что он подменяет мир пустою и логически-принудительной схемой. И вот, вы зовете нас вернуться к "живой полноте". Для этого якобы необходимо, прежде всего, отказаться от "скудного рационального познания" и искать "жадного, осязающего постижения реальности". Так ли я вас понял?
Х. Приблизительно так. Но что именно вызывает ваше недоумение?
Философ. Вот что.
<...>
Вы ведь жаждете "полноты", да еще и "живой". Хороша полнота, которая в том состоит, что меня лишают существенной части меня самого! Пускай разум опасная сила, но он во всяком случае - сила. Неоспоримо наличная в нас, вполне реальная. Предположим, что вместе с вами и я возмечтал бы о "полноте". И что же? Я все-таки решительно отказался бы от предлагаемой операции - именно ради моей полноты, именно ради моей цельности...
Н.Бахтин. О разуме.
В кн.: Н.Бахтин. Философия как живой опыт.М.Лабиринт, 2008. Стр.113
Я - не интеллектуален?!!..Я - не интеллектуален!!?.. - ...Да,это так.И что?..Не интелехтом идиным жыв чилавек % - Вот и всё,что я хотел донести,безо всяких абсолютизаций или отрицаний.Всё - нужно,но без фанатизма,переходящего в идиотию - гений,который парадоксов друг - ничто без логики и опыта,ничто без сердца,любви и смирения - всё банально просто,и давно уже говорено.Не надо бегать с флагами и транспарантами(а то и с дубьём за пазухой) , просто - Искать.Просто... :) Просто.Размеренно.Внимательно.Она стала общим достоянием и в обиходе получила даже опасный характер несомненности и неоспоримости.
Опомнитесь! В обиходе все уже давно думают про "живую полноту", разум и логика давно стали ругательными словами.
Попробуйте заменить разум на интеллект. Будет разница или нет? Между прочим, во французском у intellectuel еще сохранился смысл "духовный". Даже наш словарь синонимов на запрос "интеллектуальный" среди прочего выдает " мыслящий, духовный" (http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_synonims/ (http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_synonims/)).
Цитироватьпо мне,так все три подпункта(черты) - не выдерживают никакой критики,более того,не заслуживают её...
Очень зря. Если бы вы попробовали покритиковать, то поняли бы, что просто не справляетесь с этой самой критикой. Оно, конечно, удобно и безотказно (!), - называть мастерской провокацией то, с чем не можешь иметь никакого дела.
Философ. Вы говорите, что разум насильственно сводит к мертвому тожеству живое многообразие сущего. Что он подменяет мир пустою и логически-принудительной схемой. И вот, вы зовете нас вернуться к "живой полноте". Для этого якобы необходимо, прежде всего, отказаться от "скудного рационального познания" и искать "жадного, осязающего постижения реальности". Так ли я вас понял?
Х. Приблизительно так. Но что именно вызывает ваше недоумение?
Философ. Вот что. Выходит, - чтобы вернуться к этой самой "полноте", надо предварительно подвергнуть себя жестокой операции: с корнем вырвать некую смущающую и опасную, на ваш взгляд, силу - разум. Старый прием! И знаете, у кого вы этому научились? У нас же, у ваших врагов - у философов. Умаление вещей и человеческой личности, в котором вы их только что обвинили, - ведь оно как раз в этом и заключается: признать, что в человеке что-нибудь заслоняет высшую реальность и начать "отрешаться". Отрешаться от тела с его страстями и лживыми свидетельствами чувств или, как вы, - от разума: прием, по существу, один и тот же.
<...>
Вы ведь жаждете "полноты", да еще и "живой". Хороша полнота, которая в том состоит, что меня лишают существенной части меня самого! Пускай разум опасная сила, но он во всяком случае - сила. Неоспоримо наличная в нас, вполне реальная. Предположим, что вместе с вами и я возмечтал бы о "полноте". И что же? Я все-таки решительно отказался бы от предлагаемой операции - именно ради моей полноты, именно ради моей цельности...
Н.Бахтин. О разуме.
В кн.: Н.Бахтин. Философия как живой опыт.М.Лабиринт, 2008. Стр.113
См. также
Разум - "метафизический паразит". (М.Шелер об основных идеях о человеке) (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9400.msg86039#msg86039)
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
А.С.Пушкин
Что и составляет величие человека, ежели не мысль?
Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек.
А.С.Пушкин
В чем тогда ущербность мысли фарисея или "осла, груженого книгами"?А, Вы полагаете они свободны, один от мыслей, а другой от книг?
Свобода от мыслей предполагает существование некоего более широкого "пространства" (назовем его так), в котором мысли являются не более, чем его фрагментом и могут быть наблюдаемы. Кто наблюдает эти мысли и что это за пространство? Явно что коммуникация в нем происходит не с помощью мысли.В чем тогда ущербность мысли фарисея или "осла, груженого книгами"?А, Вы полагаете они свободны, один от мыслей, а другой от книг?
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
А.С.Пушкин
Что и составляет величие человека, ежели не мысль?
Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек.
А.С.Пушкин
Только сдается мне, что на этом форуме ода мысли поется в том же "пушкинском" ключе - для красивого словца. И все коммуникации - словесные, формальные. Это настораживает.
ЦитироватьТолько сдается мне, что на этом форуме ода мысли поется в том же "пушкинском" ключе - для красивого словца. И все коммуникации - словесные, формальные. Это настораживает.
что значит настораживает - тут караул кричать нужно! давайте вдвоем?!
если их вовремя не остановить, эта парочка, Пушкин-wayter, зайдет слишком далеко, ящитаю.. ; тут попахивает вербальным экстремизмом..
"А Пушкин - наше всё: Пушкин представитель.всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами."
А wayter?! Можно ли про него сказать, что он - "наше всё"?! Вопрос оставляю открытым.
Цитировать"А Пушкин - наше всё: Пушкин представитель.всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами."
А wayter?! Можно ли про него сказать, что он - "наше всё"?! Вопрос оставляю открытым.
Неонилла, мне кажется, что вы не очень симпатизируете wayter'у, и вероятной причиной тому, теперь я вижу, ваши слишком частые столкновения с "чужими" и с "другими мирами". Видимо, остаточный шок после таких столкновений оставляет вашу душу восприимчивой к привычному старине Пушкину, но закрывает ее от непривычного wayter'а так, что вы теряете способность к адекватному восприятию реальности.
Но из вашего положения есть простой выход, как я его вижу. Когда вы получите очередной шок после столкновения с "чужим", переждите больше времени, чем обычно, перед тем, как прочитать какой-нибудь пост wayter'а, и еще больше времени потерпите перед тем, как выкатить ему достойное возражение. Все дело в терпении, я бы сказал. )
(хотя, я не очень уверен, хочет ли wayter быть "вашим все" - может сначала спросить?)
Да нет, я лишь прозондировала почву: предыдущий ваш пост про "сладкую парочку" был двусмысленным - то ли серьёзным, то ли ироничным. Теперь я вижу, что там была ирония. Спасибо, что рассеяли мои сомнения.
Так вот в чем дело! Вы никогда не троллите, вы всегда зондируете! Это же меняет все дело! Вам только нужно было сразу всем объявить, дескать, ребята, я не всегда понимаю смысла того, что вы тут говорите, поэтому я зондирую, как могу, в попытке вникнуть в смысл ваших разговоров.
И все! Вы - желанный собеседник и друк!
И чего столько времени стеснялись?! ) ух, праацивная! )))
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |