Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
ПРОПОВЕДЬ НАСРЕДДИНА
Однажды жители деревни задумали подшутить над Насреддином. Так как предполагалось, что он святой человек какого-то неопределенного вида, они пошли к нему и попросили произнести проповедь в мечети. Он согласился.
Когда пришел назначенный день, Насреддин поднялся на кафедру и произнес:
-- О люди! Знаете ли вы, что я собираюсь сказать вам?
-- Нет, мы не знаем! -- закричали они.
-- Раз вы не знаете, я не могу говорить. Вы слишком невежественны, не стоити начинать, -- сказал Мулла, переполненный негодованием от того, что такие невежественные люди отнимают у него время. Он сошел с кафедры и отправился домой.
Несколько огорченная депутация снова пришла к нему домой и попросила его произнести проповедь в следующую пятницу, в молитвенный день.
Насреддин начал свою проповедь с того же вопроса, что и в предыдущий раз.
На этот раз собрание единодушно, как один человек, ответило:
-- Да, мы знаем.
-- В таком случае, -- сказал Мулла, -- нет нужды задерживать вас. Можете идти. И он вернулся домой.
Его уговорили проповедовать и в третью пятницу, и он начал свое обращение, как и прежде:
-- Знаете или нет?
Собрание было подготовлено.
-- Одни знают, другие нет.
-- Превосходно, -- сказал Насреддин, -- тогда пусть те, кто знает, передадут свое знание тем, кто не знает. И пошел домой.
ЦитироватьПРОПОВЕДЬ НАСРЕДДИНА
<...>
-- Превосходно, -- сказал Насреддин, -- тогда пусть те, кто знает, передадут свое знание тем, кто не знает. И пошел домой.
Что вы думает по поводу последней части притчи?
Нет Альтон привёл притчу об "имитаторе",у которого нет своего мистического опыта "за душой" н.м.в.ЦитироватьПРОПОВЕДЬ НАСРЕДДИНА
<...>
-- Превосходно, -- сказал Насреддин, -- тогда пусть те, кто знает, передадут свое знание тем, кто не знает. И пошел домой.
Что вы думает по поводу последней части притчи?
Она восхитительна, как и сама притча! Так мог ответить только "суфий из крутых" (Черепахин эпитет). А Насреддин - просто настоящий гуру!
Спасибо, Альтон. Притча весьма к месту. :)
Ни в чём,моя(ваша) дорогая нельзя быть уверенным...
Насреддиновские истории, известные по всему Среднему. Востоку, представляют собой ("они собраны в рукописи "Тонкости несравненного Насреддина") одно из самых необычных достижений в истории метафизики. Если подходить к этим историям поверхностно, то большинство из них можно использовать в качестве шуток - и только. Их бесконечно рассказывают и пересказывают в чайханах и караван-сараях, в частных домах, в радиопередачах азиатских стран. Неотъемлемой чертой такой истории является ее многомерность, поэтому понимать ее можно на любом из различных уровней. Здесь и шутка, и мораль, и нечто более высокое, что продвигает сознание потенциального мистика чуть дальше по пути реализации.Алтон, суфийские обучающие истории, нмв, лучше не дробить на части, от этого теряется их обучающий эффект.
Сам по себе рассказ о Насреддине не может привести к полному озарению, ибо суфизм есть нечто такое, что нужно не только осознать, но и пережить. С другой стороны, такой рассказ устанавливает особого рода связь между обычной жизнью и трансмутацией сознания, чего ранее не удавалось достичь еще ни в одном литературном жанре.
Из насреддиновской истории можно извлечь лишь немногим более того, что ты вкладываешь в нее, и если она кажется человеку всего лишь шуткой, значит ему необходимо продолжать работу над собой.
Один из смыслов истории, нмв, в том, что люди говорят, что ищут знания, но на самом деле они хотят развлечений. В результате они не получают ни того не другого и остаются в замешательстве.
Однажды жители деревни задумали подшутить над Насреддином. Так как предполагалось, что он святой человек какого-то неопределенного вида, они пошли к нему и попросили произнести проповедь в мечети. Он согласился.
Но, что касается неких якобы скрытых смыслов, то данная притча, на мой взгляд, совершенно автологическая (http://poetique.academic.ru/2/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F), без переносов смысла.
Алтон, суфийские обучающие истории, нмв, лучше не дробить на части, от этого теряется их обучающий эффект.
Кстати, еще можно предложить смыслы.
Невозможно передать Знание людям, которые в нем не нуждаются.
Невозможно передать знание людям, которые воображают, что уже им обладают.
Передача знаний людьми, воображающими, что они обладают знанием, тем кто на самом деле не желает ничего знать - глупость.
Может еще кто-то добавит (или поправит, или углубит).
Передача знаний людьми, воображающими, что они обладают знанием, тем кто на самом деле не желает ничего знать - глупость.Конфуз в том, что это еще и современная система образования. :)
Передача знаний людьми, воображающими, что они обладают знанием, тем кто на самом деле не желает ничего знать - глупость.Конфуз в том, что это еще и современная система образования. :)
Не. Это боковая ветка. Простая ассоциация. А вот откуда взялось ваше "следовательно"?Передача знаний людьми, воображающими, что они обладают знанием, тем кто на самом деле не желает ничего знать - глупость.Конфуз в том, что это еще и современная система образования. :)
Следовательно, Альтон, это и есть тот главный смысл, который вы вычленили из притчи? 8)
можно и нужно обсуждать "суфийские истории" н.м.в.,говорить о том кто "что" понял,"как" понял...Алтон, суфийские обучающие истории, нмв, лучше не дробить на части, от этого теряется их обучающий эффект.
Согласен. Меня вот занимает вопрос - вредно или все же допустимо обсуждать суфийские истории с кем-то?
Сам Шах утверждал, что принесенный в готовом виде смысл лишает возможности самостоятельно придти к нему, то есть лишает важного опыта.
Или все же можно разговаривать о притче, подобно двум людям, которые видя одну и ту же стереокартинку, рассуждают о том, что на ней изображено, уйдя с плоского уровня бумаги на котором эта стереокартинка (повторяющиеся симметричные закорючки) нарисована.
Хотя каждый видит самостоятельно, но подтверждение другим того, что видишь сам - имеет в данном случае какое-то особое назначение. Я имею в виду не разные смыслы притчи, а разную степень глубины (как и в стереокартинках).
И еще. На одном уровне может быть несколько смыслов. А вот чем отличаются смыслы с разных уровней?
ЦитироватьСледовательно, Альтон, это и есть тот главный смысл, который вы вычленили из притчи? 8)Не. Это боковая ветка. Простая ассоциация. А вот откуда взялось ваше "следовательно"?
А не может ли быть, что основной (для нас, то бишь для этого форума) смысл притчи - в том, чтобы акцентировать внимание на связи знания и НЕзнания? Насреддин загоняет своих слушателей в тупик - ведь они перебрали все возможные варианты ответа на его вопрос "знаете ли вы то, что я вам скажу?". А именно что в тупике и рождается настоящее понимание.Вот тут интересная математическая метафора тупика (см. красный график):
В данном случае вход в тупик можно назвать "как сообщается незнание со знанием". Сам тупик эквивалентен ответу - НИКАК.
Весь форум давным-давно сидит в таком тупике, но не обращает на это никакого внимания. Может быть, наконец обратить свой взгляд именно на тупик?
А не может ли быть, что основной (для нас, то бишь для этого форума) смысл притчи - в том, чтобы акцентировать внимание на связи знания и НЕзнания? Насреддин загоняет своих слушателей в тупик - ведь они перебрали все возможные варианты ответа на его вопрос "знаете ли вы то, что я вам скажу?". А именно что в тупике и рождается настоящее понимание.
В данном случае вход в тупик можно назвать "как сообщается незнание со знанием". Сам тупик эквивалентен ответу - НИКАК.
Весь форум давным-давно сидит в таком тупике, но не обращает на это никакого внимания. Может быть, наконец обратить свой взгляд именно на тупик?
Хотите биться об стенку? Ваше право.
И чем вас так притягивает стенка и битьё головой об неё?!
Хотите биться об стенку? Ваше право.
И чем вас так притягивает стенка и битьё головой об неё?!
Есть такая притча, про лягушку в молоке.
Да, взаимопонимания не возникло. Потому что кто хочет понимать лягушку без конца твердящую про ПОНИМАНИЕ и бьющуюся головой о стену там, где любому форумчанину, неторопливо идущему на дно, отчетливо видна вся бессмысленность этой затеи?Хотите биться об стенку? Ваше право.
И чем вас так притягивает стенка и битьё головой об неё?!
Есть такая притча, про лягушку в молоке.
Если уж быть точным, то это притча про двух лягушек в молоке (http://energylove911.mypage.ru/moya__samaya_lubimaya_pritcha_kredo_jizni_1.html). Но взаимопонимания между ними так и не возникло.
Финал, конечно, мог бы прибавить смысла. Но к финалу все уже в разных местах.
любому форумчанину, неторопливо идущему на дно, отчетливо видна вся бессмысленность этой затеи
Ну, о каком взаимопонимании даже на уровне одной темы может идти речь?!ПОНИМАНИЕ - это не взаимопонимание двух торгашей с "базара" АВГ. ПОНИМАНИЕ - это видение друг друга, ощущение друг друга в отношении Истины, которая своим дыханием и создает пред-согласие.
Так как в практических целях суфийская тренировка осуществляется в группах, подобранных особым образом, — для взаимного усиления способностей членов подобного кружка — то такое понимание очень важно.
Здесь можно привести такую аналогию: представим себе группу из одиннадцати человек, каждый член которой способен выработать 10 вольт. Объединив их, мы получим 110 вольт, что даст им возможность зажечь электрическую лампочку, что, в свою очередь, поможет им всем прочесть страницу книги, содержащей жизненно важное для них знание.
И.Шах "Благоухающий скорпион"
Здесь можно привести такую аналогию: представим себе группу из одиннадцати человек, каждый член которой способен выработать 10 вольт. Объединив их, мы получим 110 вольт, что даст им возможность зажечь электрическую лампочку, что, в свою очередь, поможет им всем прочесть страницу книги, содержащей жизненно важное для них знание.
И.Шах "Благоухающий скорпион"
Алтон, судя по имеющейся информации, И. Шах распустил свои группы и больше не возвращался к этой деятельности. Как вы думаете, по какой причине он это сделал?
Здесь опять имеется слишком поспешное рассуждение (отчего и возникают в конце фразы знаки ?!).
И чем вас так притягивает стенка и битьё головой об неё?!
Здесь опять имеется слишком поспешное рассуждение (отчего и возникают в конце фразы знаки ?!).
И чем вас так притягивает стенка и битьё головой об неё?!
Поспешность в том, что около стенки имеются и другие возможности - НЕ ТОЛЬКО об нее биться. И полезность стенки как раз в том, что она заставляет эти возможности изыскивать. Причем дело обстоит так, что запертый в тупике ищет как раз то, чего он поначалу СОВСЕМ не видит (не видит даже как возможное). Тупик повышает необходимость найти - и воспользоваться - такими возможностями, которые ранее (до тупика) вообще почитались как НЕвозможные.
Многоуважаемый Зейтан как-то начал было раздумывать о том, что такое понимание, и сразу обнаружил, что человек никогда ничего не поймет, пока его не припрёт к стенке. Правда, на этом месте Зейтан увидел понятие насилие и тут же страшно его испугался. На чем правильный подход к пониманию и закончился (бесславно).
У Шаха могла быть 1000 причин сделать это. Стоит ли гадать? К тому же многие из возможных причин вообще могут лежать вне моего восприятия. Не лучше ли заниматься тем, что нам доступно? Если жы вы задали вопрос с целью указать на неэффективность работы групп как таковой, то я думаю, что это вряд ли так.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |