Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Жан-Леон Жером. Кружащийся дервиш  (Прочитано 799 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жан-Леон Жером. Кружащийся дервиш
« Ответ #3 : 23 пЭТРап 2013, 13:22:41 »
Действие разворачивается концентрическими кругами вокруг единого композиционного центра — кружащегося в религиозном экстазе мевлеви в характерном одеянии. Поза танцора отражает неустойчивое равновесие, возможное лишь в непрерывном движении вокруг собственной оси. Первый круг образуют экстатически раскачивающиеся фигуры рифаи ("воющие дервиши") и группа музыкантов слева, второй — архитектурный задний план, образованным стенами ханаки. Оба круга разомкнуты таким образом, чтобы наблюдатель, рассматривающий картину, не обнаружил препятствий между собой и действом и чувствовал себя участником происходящего: пустое место на шкурах под ногами дервишей предназначено для зрителя, которому достаточно сделать несколько шагов, чтобы присоединиться к церемонии. Справа фигуры участников сама исчезают обрезаны краем картины, слева, за спинами музыкантов, изображена дверь, предполагающая возможность перехода в другое пространство, сверху сгущается полумрак под сводами незримо парящего над сценой купола. Такая композиционная открытость не только делает зрителя участником, но и умаляет роль рамы, которая вместо того, чтобы ограничивать изображенное пространство, оказывается лишь завесой, за которой действо продолжает разворачиваться в воображении наблюдателя.



годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жан-Леон Жером. Кружащийся дервиш
« Ответ #2 : 22 пЭТРап 2013, 14:21:26 »
Современный вид основного здания комплекса султана Барсбэя на Северном кладбище Каира - мечеть.



Общий вид основной мечети и двух мавзолеев. Фото самой ханаки Рифаи в сети нет.



Фото в интерьере основной мечети комплекса. Пол застелен такими же циновками, как на картине Жерома.


годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Жан-Леон Жером. Кружащийся дервиш
« Ответ #1 : 22 пЭТРап 2013, 03:12:33 »
Жан-Леон Жером. Кружащийся дервиш (ок. 1895)



В этой картине столько всего, что непонятно, с чего начать...

Например, это реально существующее здание в составе комплекса султана Бэрсбэя на Северном кладбище Каира, которое сохранилось до наших дней.

Куббат Ма’бад ал-Рифа’и — строение середины 15 в... Это любопытный, но не уникальный памятник архитектуры. Хотя посетителей внутрь не пускают, снаружи можно заметить, что купол поддерживается системой, в которой арка ... создает необходимую переходную зону между квадратным помещением и основой круглого купола...

Ахмад ибн Али Абу Аббас ал-Рифаи, основатель тариката Рифаи, умер в 1183 г. в Ираке. Его последователи не приписывают ему авторства каких-либо трудов, а рассказы о его жизни непоследовательны; тем не менее, его тарикат стал необыкновенно популярным в средневековом Египте, где он, помимо прочего, считается святым покровителем заклинателей змей. Предположительно, это тот самый купол, под которым суфии собирались для своих религиозных церемоний, для зикра, например.


Islamic Monuments in Cairo: The Practical Guide


Ма’бад ал-Рифа’и — самый ранний из трех куполов комплекса, построен султаном ал-Ашраф Барсбэй около 1433 г. Расположен он напротив мавзолея Барсбэя на северном кладбище. Купол упоминается в благочестивых деяниях султана как завийа, построенная для братства Рифаи.

Annales islamologiques, vol. 18
Institut français d'archéologie orientale du Caire



Комплекс султана Барсбэя заложен на Северном кладбище в 1432-33 г. Медресе для суфийских учеников ханафитского ритуала состоит из по нескольких молитвенных залов, которые также служили в качестве общинной мечети для ежедневных суфийских практик. Суфии проживали в жилом помещении (раб’), отделенном от основного зала мечети, состоящем из двухместных комнат. Две завийа представлены здесь наряду с ханакой впервые в истории мамлюкской религиозной архитектуры. Завийи, одна из которых была посвящена братству Рифаи и сохранилась до наших дней, предназначались для проживания шейха и гостей.

Archnet.org
« Последнее редактирование: 22 пЭТРап 2013, 10:22:29 от годидзе »

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100