Видеть мир в противоположностях - базовое свойство ума. Но высший ум видит целое, не теряя из виду противоположности.
В данной теме речь идет о шкалах, или осях координат, на которые ум проецирует единое. В зависимости от положения "ползунка" на шкале мы получаем различные концепции, явления культуры или формы общественного устройства.
Введение
Множественное и единоеМножественное иллюзорно, а единое реально. Множественное открывается прежде всего органам чувств, а единое - преимущественно уму и сверхчувственному восприятияю.
Множественное явлено, а единое скрыто. Между ними существует тонкая и динамичная связь. Единое несравнимо ни с чем в мире множественности. В то же время единое требует множественности, чтобы проявиться.
Если мы чрезмерно подчеркиваем несравнимость чего-либо в этом мире с Единым, возникает опасность увидеть мир как нечто абсолютно раздробленное и безбожное. Другой экстрим - видеть актуальное единcтво повсюду, в каждом объекте; Единое теряет при этом свою уникальность. Понятия
ташбих и
танзих исламской теологии описывают эту проблему*.
ПримерыХронологияЕсли откровение, проявленность высшей истины, отнесено строго в прошлое, возникает попытка сделать прошлое основным ориентиром, вернуться к базовым ценностям, которые время якобы разрушает - появляется фундаментализм и политизированные формы традиционализма. Настоящее время вызывает презрение, а будущее - ужас.
Если высшая ценность в будущем, то возникает тенденция к прогрессизму. "Время - вперед!" Любой ценой надо прорываться в "светлое будущее", ради которого дозволительно пойти на самые страшные жертвы.
Срединный путь требует уважения и внимания к настоящему, прошлому и будущему, поскольку они по сути едины. Цель неотделима от средств ее достижения, как прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
Эстетика Диалектика идола и иконы. Икона может быть символом, окном в иной мир - и только тогда это подлинная икона. Или икона может быть идолом, которому поклоняются, как будто она и есть Бог. Иконоборцы довели страх перед идолопоклонством до предела, не увидев, что в иконе отражено высшее начало. Те, кто полагает, что высшее начало проявляется в иконе непосредственно, а не символически, возвращаются к языческим формама поклонения.
"По удачной формуле Аверинцева символ - это равновесие формы и содержания. Тайна этого паритета - может быть самая сложная в искусстве. Если преобладает смысл, художник остается с аллегорией, если побеждает форма - c абстракцией. Только баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины"**.
Духовные практикиДуховные практики направлены, прямо или косвенно, на укрепление или
восстановление связи (religare - отсюда слово религия) между частным и всеобщим. Что значит быть осознанным или "помнить себя"? Это значит позволить высшему в себе проявиться на уровне мира множественности, "быть в мире, но не от мира". Такой человек "cмотрит в одном направлении и видит Одно".
Помнящий себя - то есть Себя, высшее и единое начало, становится каналом, по котому Единое являет себя в мире множественности.
Духовность, вообще говоря, - это уравновешенность двух неразрывно связанных миров, слитых "неслиянно и нераздельно", подобно божественной и человеческой природе в Христе.
ПолитикаВ политической жизни акцент на одном облеченном властью человеке ведет к чрезмерной сакрализации этого человека и его властных полномочий. Результат - теократия, абсолютизм и деспотические формы правления. Другая крайность -
охлократия, власть толпы, а точнее - черни, где каждый элемент мира множества претендует на полноту знания и право принимать решения. Здесь политическим идолом (по аналогии с иконой, превращающейся в идола) становится отдельный человек, манипулируемый политиками.
--------------------------
* Если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога.
Ташбих * -
танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом (
Отсюда)
* * А.Генис. Сладкая жизнь.Вагриус.2004.С.187.