Снова вытаскиваю ниточку из соседнего клубка:
И чего уж точно у робота (в прямом смысле) никогда не было и не будет, так это "воли к жизни".
Из указанного источника:
"(по Шопенгауэру) Будучи неразумной, воля влечет нас по жизни в неведомом нам направлении. Нам кажется, что мы поступаем сознательно и свободно, на самом же деле мы просто не замечаем, что являемся заложниками своей собственной воли, которая действует помимо нашего разума, мы – рабы, безотчетно исполняющие все ее прихоти и капризы, требования и приказы. Воля превращает нашу жизнь в вечную борьбу и напряжение: мы постоянно к чему-то стремимся, чего-то избегаем, мы вынуждены каждый день и час что-то делать, куда-то спешить, на что-то надеяться и чего-то бояться. Воля ни на секунду не оставляет нас в покое, наполняя жизнь агрессией, страхом, ненавистью и отчаянием. Мы сами не принадлежим себе, полностью подчиняясь воле, являемся ее бездумными исполнителями."
Похоже, как раз шопенгауэровская воля к жизни и лишает человека осознанности, хотя ВНУТРИ действия этой самой воли человек и применяет свою осознанность.
И получается, что робот (в прямом смысле) очень похож на человека-робота. Хотя у первого воли к жизни нет, а у второго - есть.
Четвертопутчикам эта фраза А.Ш. явно пришлась по вкусу: типа все мы - роботы и механичны (можно также привести всем хорошо известные излюбленные гиговские сентенции), а в авговской интерпретации: все мы - рабы собственного идиотизма на базаре. Разница, в сущности, невелика.
Ф. Ницше бы сказал, что такое отношение к жизни "отдает горьковато-трупным шопенгауэровским парфюмом" (из книги "Ecce Homo"). А.Ш. хорош для лечения некоторых психологических проблем, но, как говорит Ирвин Ялом, вторым этапом должно быть исцеление от самого А. Шопенгауэра. А четвертопутчики застряли на полпути: "и ни туды, и ни сюды". Типа всё плохо, мы рабы/заложники, "мы попали/влипли", и т. д. Так, наверное, себя чувствует кролик под гипнотизирующим взглядом кобры или удава.
"Волю к жизни" можно трактовать как экзистенцию, просто А.Ш. тогда ещё не знал этого слова, потому что экзистенциализм как философско-психологическое направление сформировался позже.
А "лишает человека осознанности" вовсе не "воля к жизни", а оцепенение кролика перед пастью удава, готового его проглотить.
Чем отличаются робот и человек-робот? У последнего, в отличие от первого, есть "дыхание жизни" (барака).
Для чистоты обсуждения предлагаю пока не обсуждать 4П-чиков (довольно и того, что мы сейчас "почти" в их форуме).
Лучше бы остановиться на шопенгауэровском парфюме (кстати, Ницше в молодости был под очень сильным влиянием АШ. Да и освободился ли он от него вообще?)
1. Чем помогает замена "воли к жизни" на экзистенцию?
2. Вы говорите:
А "лишает человека осознанности" вовсе не "воля к жизни", а оцепенение кролика перед пастью удава, готового его проглотить.
Если принимать сказанное АШ, то есть
"
мы являемся заложниками своей собственной воли, которая действует помимо нашего разума, мы – рабы, безотчетно исполняющие все ее прихоти и капризы, требования и приказы. Воля превращает нашу жизнь в вечную борьбу и напряжение "
то "воля к жизни" просто эквивалентна удаву, глотающему кролика. А раз кролик "безотчетно исполняет все ее прихоти", то стало быть, он как раз и находится в "оцепенении".
3. Из ниоткуда взялось "дыхание жизни". Что это? С метафорой "дыхание жизни == барака" я могу и согласиться, а могу и не согласиться. Все зависит от того, что именно содержится в этой метафоре. Не объяснитесь ли подробнее?