Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и фламенко  (Прочитано 702 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и фламенко
« Ответ #3 : 05 ЭЮпСап 2013, 21:44:45 »
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и фламенко
« Ответ #2 : 05 ЭЮпСап 2013, 13:43:47 »
Влияние ислама и суфизма. Арабы
 
Суфизм выделился из ислама как направление, для которого был особенно важен самостоятельный опыт человека, поиск знания внутри, а не вне себя. Суфийский мистик XIII века Ибн аль-Араби (1165–1240), родившись в Андалусии и прожив в ней около 25 лет, уже в молодости систематизировал искусство познания человеческого духа и назвал путь человека мистическим опытом проживания различных ритмов, возможно, став, сам того не ведая, основным идеологом фламенко своего времени.
Он указывал на три странствия, совершаемые человеком: от Аллаха через разные миры в мир земной; к Аллаху – духовное странствие, завершающееся слиянием с мировой сущностью; в Аллахе – в отличие от первых двух, это странствие бесконечно. Каждое странствие направляется чувством. Знания о чувствах, а также об их соответствии действиям были объектом изучения всех арабских алхимиков, искавших способы преобразования энергии.
 
Во времена Ибн аль-Араби интуиция, чувства и ощущения были почти зримы, материальны, весомы. Современный танец, исполненный экспрессивности и эмоциональности, во многом стал эгоистичным и бесчувственным, он не имеет того внутреннего свечения, ради выражения которого, собственно, и создавался. Фламенко строго следует заданному внешнему ритму: внешне ритм не является свободным, но чтобы при его исполнении достичь свободы внутренней, необходимы реальные концентрация и напряжение. Это условие танца, которое делает возможным проживание человека и преобразование его внутренней энергии во время танца.
 
Итак, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в искусстве выражения глубины канте хондо понятия внутренней осознанности, соответствия и связей были взяты у суфийских мистиков.
 
В систематизации и развитии фламенко велика роль персидского поэта Зирьяба (789–845/857), арабского певца, виртуозного лютниста, поэта и композитора, теоретика и педагога, имя которого («Черная Птица») было дано ему из-за «темной» окраски и мелодичности его чарующего голоса. Зирьяб стал основателем первой андалусской школы музыки и пения. В этом музыкальном центре, расположенном в городе Кордова, изучались традиции пения в различных культурах. По всей вероятности, школу Зирьяба следует считать первым базовым центром теории фламенко.
 
Зирьяб конструировал музыкальные инструменты и создал оригинальную модель лютни, усовершенствовав аль-уд (испанцы называли ее ла-уд), добавив к ней пятую струну, и таким образом создав лютню, которой позже пользовались как в христианской Испании, так и в Северной Африке. Интересно отметить, что Зирьяб заложил определенные основы не только в исполнение музыки, но и в ее изучение. Он упорядочил систему обучения, поставив знак равенства между исполнительским искусством и усилением личностных качеств музыканта. Его внимательное отношение к повседневным действиям и этикету (именно Зирьяб явился законодателем в вопросах этикета приема гостей, а также ему мы обязаны ставшим давно привычным порядком подачи трех блюд: на первое – суп, на второе – рыба, и на третье – напитки и десерт) создало целое искусство движений и пауз, которое просматривается в искусстве канте хондо.
 
Действия Зирьяба пересекаются с мусульманским мистическим искусством погружения в состояние экстатического переживания, которое позволяло исполнителю не только объемнее представлять искусство, но и наполняться им, то есть находиться в состоянии экстатического переживания, что во фламенко выражается в понятии дуэнде (дух, исп.).

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Суфизм и фламенко
« Ответ #1 : 05 ЭЮпСап 2013, 13:13:47 »
Некий зороастриец в Ираке обучил музыкальному искусству Эбрахима ал-Маусели (ум. 804), который передал своё мастерство сыну, Эшаку (ум. 850). Ученик последнего, иракский перс Зирьяб, принёс эту музыку ко двору омейядского эмира Абд ар-Рахмана II в Кордове в 821-м году н.э. Первый из великих испанских мусульманских мистиков, Ибн Масарра, родился шестьюдесятью двумя годами позже, но потребовалось ещё три столетия инкубации - в течение которых андалузская арабская поэзия пользовалась плодами одной из самых изобильных поэтических традиций в истории и чудесным цветением суфизма в этом регионе - для того, чтобы эти две традиции произвели такие образцы мистической поэзии и музыки, как творчество аш-Шуштари (перс по происхождению, ум. 1268) и знаменитого Ибн Араби (1165-1240), известного как "Величайший шейх" (аш-Шайх ал-Акбар), основателя доминирующей суфийской философской школы, по иронии, в персоязычном мире.


В соответствии с основами классической музыкальной традиции, Зирьяб, наряду с чисто техническими аспектами, давал и мистическое измерение музыке, которой учил. Согласно Титусу Буркхардту, он ввёл "персидские музыкальные формы, которым суждено было дожить до наших дней в светских и мистических любовных песнях" cante hondo Андалузии, характерных "и поныне для популярной музыки фламенко". Сочиняя "стихи так, чтобы они соответствовали мелодиям" (мелодиям которые сами были составлены на основе поэтических форм), Зирьяб также "видоизменил четырёхструнную лютню, популярную в те времена, добавлением пятой струны", которая "играла роль дыхания", давая, говоря современным языком, "более тонкое чувство" и оказывая "более сильное воздействие". "Дыхание (нафас), о котором здесь идёт речь," продолжает Буркхардт, "означает не просто обычное дыхание, но, скорее, его сущность - дыхание или дух жизни". Он объясняет: "Здесь речь идёт не о физической природе, но о мосте, соединяющем тело и душу. Это инструмент души, воздействующий на скрытые силы, живущие в теле и сохраняющий в нём равновесие стихий". (Burckhardt 1972, 72)


Таким образом, музыка, которую Зирьяб принёс в Испанию, как и её аналогичные проявления по всему мусульманскому миру, были не просто концертными эстетическими упражнениями или музыкальным представлением. Она была средством, приносящим облегчение угнетённой душе обычного слушателя и экстаз и освобождение для слушателя духовно настроенного.



Т.Грэм. Влияние суфизма на персидскую музыку. Sufi N 1. Winter 88-89.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100