Влияние ислама и суфизма. Арабы Суфизм выделился из ислама как направление, для которого был особенно важен самостоятельный опыт человека, поиск знания внутри, а не вне себя. Суфийский мистик XIII века Ибн аль-Араби (1165–1240), родившись в Андалусии и прожив в ней около 25 лет, уже в молодости систематизировал искусство познания человеческого духа и назвал путь человека мистическим опытом проживания различных ритмов, возможно, став, сам того не ведая, основным идеологом фламенко своего времени.
Он указывал на три странствия, совершаемые человеком: от Аллаха через разные миры в мир земной; к Аллаху – духовное странствие, завершающееся слиянием с мировой сущностью; в Аллахе – в отличие от первых двух, это странствие бесконечно. Каждое странствие направляется чувством. Знания о чувствах, а также об их соответствии действиям были объектом изучения всех арабских алхимиков, искавших способы преобразования энергии.
Во времена Ибн аль-Араби интуиция, чувства и ощущения были почти зримы, материальны, весомы. Современный танец, исполненный экспрессивности и эмоциональности, во многом стал эгоистичным и бесчувственным, он не имеет того внутреннего свечения, ради выражения которого, собственно, и создавался. Фламенко строго следует заданному внешнему ритму: внешне ритм не является свободным, но чтобы при его исполнении достичь свободы внутренней, необходимы реальные концентрация и напряжение. Это условие танца, которое делает возможным проживание человека и преобразование его внутренней энергии во время танца.
Итак, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в искусстве выражения глубины канте хондо понятия внутренней осознанности, соответствия и связей были взяты у суфийских мистиков.
В систематизации и развитии фламенко велика роль персидского поэта Зирьяба (789–845/857), арабского певца, виртуозного лютниста, поэта и композитора, теоретика и педагога, имя которого («Черная Птица») было дано ему из-за «темной» окраски и мелодичности его чарующего голоса. Зирьяб стал основателем первой андалусской школы музыки и пения. В этом музыкальном центре, расположенном в городе Кордова, изучались традиции пения в различных культурах. По всей вероятности, школу Зирьяба следует считать первым базовым центром теории фламенко.
Зирьяб конструировал музыкальные инструменты и создал оригинальную модель лютни, усовершенствовав аль-уд (испанцы называли ее ла-уд), добавив к ней пятую струну, и таким образом создав лютню, которой позже пользовались как в христианской Испании, так и в Северной Африке. Интересно отметить, что Зирьяб заложил определенные основы не только в исполнение музыки, но и в ее изучение. Он упорядочил систему обучения, поставив знак равенства между исполнительским искусством и усилением личностных качеств музыканта. Его внимательное отношение к повседневным действиям и этикету (именно Зирьяб явился законодателем в вопросах этикета приема гостей, а также ему мы обязаны ставшим давно привычным порядком подачи трех блюд: на первое – суп, на второе – рыба, и на третье – напитки и десерт) создало целое искусство движений и пауз, которое просматривается в искусстве канте хондо.
Действия Зирьяба пересекаются с мусульманским мистическим искусством погружения в состояние экстатического переживания, которое позволяло исполнителю не только объемнее представлять искусство, но и наполняться им, то есть находиться в состоянии экстатического переживания, что во фламенко выражается в понятии дуэнде (дух, исп.).
Отсюда