При чтении полемики участников вспомнилась притча о грамматике и кормчем. Бытие кормчего включает в себя умения, которых лишен знающий грамматику, но не умеющий плавать.
Лично мне всю жизнь хотелось придерживаться тех людей, которые знают гораздо больше меня. Но при их высоких академических достижениях они время от времени потрясали меня отсутствием какого-то человеческого взгляда на вещи и поведения. То есть часто нехваткой человечности. И в трудный момент, когда ты ждешь от умнейшего человека активных действий, чтобы стать ему плечом и поддержкой, но бразды правления ситуацией без колебания отдаешь ему - вдруг он начинает мямлить, отступать назад, многословно и далеко от проблемы рассуждать и оставляет тебя действовать в полном одиночестве, смутив бездействием и других. Интересно, что всегда потом из толпы других выходят ранее незаметные и извиняются, что смутились и не оказали в нужный момент поддержки. И удивляют этим, проявив такое своё честное качество. Потому что те избранные по уму лидеры предпочитают подобные ситуации замалчивать.
Насчёт же не просто доверия к чьему-то превосходному интеллекту и эрудиции, а насчёт выбора учителя думаю так. ГИГ писал про людей трёх типов: с ведущим интеллектуальным центром или эмоциональным центром или двигательным.
Мне так кажется, что люди относящиеся к одному из этих типов будут в первую очередь искать в наставнике близкое им самим. Эрудированность и демонстрацию знаний для человека с ведущим интеллектуальным центром; владение боевыми искусствами и упоминания о многочисленных упражнениях для человека с ведущим двигательным центром и какого-нибудь эмоционального переживания для человека с ведущим эмоциональным центром.
Являясь от природы человеком эмоционального центра, я могу поделиться опытом убедившего лично меня эмоционального переживания при встрече с самым первым наставником: это было молчание. Любя в общем поговорить на темы себя и эзотерики
в присутствии этого человека мне не удавалось выдавить из себя почти ни слова. Таким образом , ни в коем случае не вызвав ни малейшего доверия своим внешним обликом, этот человек вызвал одним своим сидением рядом со мной эмоциональный переворот: мне не удалось толком представиться, в связи с этим страх, что меня выгонят отсюда, а поиск занял так много лет. Тем не менее молчание длилось целую вечность и быстро перестало ощущаться как напряг. Пришёл необьяснимый покой в том месте, от которого ожидались каверзные вопросы, проверки, вежливый отворот-поворот.
Этот вкус покоя - глубокого, полного и неизвестного ранее (или давно забытого) и стал пропуском доверия для человека моего типа.
Добавлю насчет знания, что однажды в ответ на волнующий меня вопрос он ответил так: "Ответ на него принесёт тебе лишь кратковременный выстрел эндорфинов, но не пользу."
Я до сих пор не имею представления, какими знаниями обладает этот человек. Его бытие быстро заполняет все пространство вокруг и растворяет в себе. Все в его присутствии начинает иметь особый вкус.
Он очень вкусный наставник