Я бы хотел начать с контраста, для яркости.
Да и Гурджиев, рассуждая о молитвах говорил, что при произнесении молитв необходимы усилия, направленные на понимание слов, т.е., фактически на воображение.
Я бы НИ ЗА ЧТО не приравнял понимание к воображению. И даже больше - уверен, что для понимания нет более сильного и опасного врага, чем воображение. Хотя с другой стороны, чтобы понять нечто, чем ты сам не являешься, воображение должно включиться. Как же иначе можно наметить мостик между тем, что ты есть сейчас и тем, что ты должен понять (то есть принять в себя)?
Получается, что "вообразительная" часть человеку необходима, потому что без нее нет доступа к "понимательной" части. Проблема в том, что "вообразительная" часть легко захватывается "воображательной" частью. После чего - болото. Попав в которое, до конца жизни будешь воображать, что ты что-то там понял, хотя на деле и близко не подошёл.
Во-первых, о понимании. Если кто-то слышит требование, например: "Иди сюда" или "Скажи, сколько сейчас времени" и правильно выполняет это требование, то это означает, что он
понял. Если он слышит команду на незнакомом языке, то не понимает. Думаю, с таким узким толкованием значения термина
понимать никто спорить не будет.
Во-вторых, надо учитывать контекст, в котором были написана моя фраза. Я разделяю точку зрения Семенцова, что работа воображения человека, правильно интерпретирующего ритуал (человека, "посвященного" в ритуал), по своей значимости составляет половину ритуала.
Я хотел сказать, что когда Гурджиев обучал молитве или некоторым упражнениям, он требовал от ученика что-то представить, вообразить. То есть работа воображения, представление образов, стоящих за словами - это требование. Правильно вообразил - значил понял что требуется, понял что стоит за словами.
Необходимо ли воображение для понимания вообще - это другой вопрос.