Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Экспериментальная теология  (Прочитано 6725 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Экспериментальная теология
« Ответ #13 : 13 РТУгбвР 2009, 14:37:08 »
Возвращаясь к теме "теологических экспериментов" - можно ли проверить утверждения религиозно-нравственного характера, вроде того, что' доминирует во Вселенной - гнев или милосердие. Приспособление идет к объективно существующим закономерностям мира, где качества, определяемые нами как "милосердие", необходимы для выживания.

Обсуждение здесь:  http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=27055#27055

См. также тему "Объективна ли нравственность, где ее истоки"
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=2792.0


Имманентная справедливость

К самым поразительным и неопровержимым открытиям я отношу опыт, что зло оказывается на поверку (и очень часто за удивительно короткий срок) глупым и бессмысленным. Этим я не хочу сказать, что за каждым преступлением по пятам следует наказание. Я имею в виду, что принципиальный отказ от божественных установлении якобы в интересах самосохранения человека на земле идет вразрез с подлинными интересами этого самосохранения. Этот опыт можно истолковывать по-разному. Но во всяком случае одно не вызывает сомнения: в совместной жизни людей существуют законы, которые сильнее всего того, что пытается встать над ними, а потому игнорировать эти законы не только неверно, но и неразумно. Отсюда становится понятным, почему аристотелианско-томистская этика возводит благоразумие в одну из кардинальных добродетелей. Вообще благоразумие и глупость нельзя считать этически нейтральными, как это хотела бы нам внушить неопротестантская этика убеждения (Ge-sinnungsethik). В полноте конкретной ситуации среди содержащихся в ней возможностей умный человек сразу распознает непроходимые границы, устанавливаемые любой деятельности вечными законами человеческого общежития; распознав их, разумный человек действует в интересах добра, добрый—в интересах разума.

Естественно, что нет ни одного сколько-нибудь важного в историческом плане деяния, которое не преступило бы в свое время границ этих законов. Коренное различие состоит в том, что это нарушение установленных границ рассматривается либо как принципиальная их отмена и тем самым подается как своего рода право, либо остается в сознании как неизбежная вина, загладить которую можно лишь скорейшим восстановлением и соблюдением закона и его границ. Не всегда следует говорить о лицемерии, когда за цель политических действий выдается установление правопорядка, а не голое самосохранение. Уж так устроен мир, что принципиальное уважение последних законов и прав жизни благоприятствует и самосохранению и что эти законы допускают лишь краткое, неповторяющееся, необходимое в конкретном случае нарушение, рано или поздно карая со всесокрушающей силой того, кто необходимость возводит в принцип и таким образом утверждает собственный закон.

Д. Бонхёффер. Сопротивление и покорность

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Экспериментальная теология
« Ответ #12 : 30 ШоЭп 2007, 22:12:36 »
Цитата: "моська"
Цитата: "wayter"
Пример подобного "эксперимента": эволюционные процессы. Всегда ли царствует "закон джунглей"?


Современные микробиологи считают, что долговременные формы симбиоза не только обуславливают появление новых форм жизни, но и являются основным направлением эволюции для всех высших организмов. Теория симбиогенеза утверждает, что  образование новых сложных структур на основе симбиоза простых организмов всегда являлось более мощной эволюционной силой, чем естественный отбор.


Об этом тема "Симбиоз является более мощным двигателем эволюции, чем конкуренция"
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=38949#38949

Но вот что получается: симбиоз менее существенен на начальных этапах эволюции и становится более важным на последующих. Одна из причина этого, видимо,  в том, что симбиоз больше востребован для выживания в сложных ситуациях, где один организм не обладает достаточными возможностями и ему требуется помощь других. Кооперация в социуме позволяет выжить там, где одиночка бы погиб, не говоря уже об осуществлении сложных проектов, которые заведомо   невозможны без дружественного сотрудничества.

Можно ли из этого сделать вывод, что "милосердие" и иные атрибуты Абсолюта по-разному проявляются в разных эпохи? То есть с течением времени Абсолют становится более проявленным, а вместе с этим более явны его доминирующие свойства, такие, как милосердие.

Или такой пример: бизнесы, основанные на обмане, о чем писалось выше, могут переигрывать честные в начальную эпоху экономических перемен, при "диком капитализме". Но со временем (при условии, что задействованы естественные механизмы экономики - покупателей не заставляют идти к жуликам) они не выдерживают конкуренции.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #11 : 24 дХТаРЫп 2006, 08:51:56 »
Цитата: "wayter"
Еще одна область, где можно попытаться "измерить" присутствие Гнева и Милости, - экономика... Если бизнесы, основанные на обмане, регулярно переигрывают те, которые строятся на честности и уважении к клиентам, то, возможно, в нашей Вселенной доминирует гнев, а не милость.


Но ведь за деньги нельзя купить ничего настоящего, только иллюзию. Поэтому приобретение денег ради самих денег похоже на виртуальную игру - она азартна, но при выходе из нее можешь оказаться настолько духовно бедным и никому не нужным, что начнешь безумно прожигать свою жизнь. :-) Даже если сам обманщик обладает устойчивой нервной системой, ненависть всех, кого он обманул, подобно проклятию или порче настигнет более слабых близких. Семьи многих богачей-обманщиков страдают за их грехи.

Мне кажется, богатому гораздо разумнее верить в то, что богатство им дано Богом для какой-то цели. Подобно тому, как пророки получают откровение для передачи людям, а не для личного использования, так же и богатые люди получают деньги для передачи каких-то благ другим людям. Это не означает, что свое богатство нужно просто раздать. От такой "милостыни" иногда больше вреда, чем пользы.

Бог на может "лично организовать" новые рабочие места, строить новые здания, создавать полезные для общества продукты и вещи. Но Бог может это сделать руками богатых людей. Поэтому они и называются в русском языке - БОГатыми. В этом смысле оправдана даже тяга богачей к роскоши, как это не смешно. :-) Ведь покупая дорогие картины и дорогие вещи, богач фактически сильно "переплачивает" художникам, модельерам, стилистам, чем дополнительно увеличивает денежный "кругооборот", необходимый для жизни всего общества. :-)

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #10 : 24 дХТаРЫп 2006, 02:38:20 »
Цитата: "wayter"
Еще одна область, где можно попытаться "измерить" присутствие Гнева и Милости, - экономика.

Есть мнение, например, что торговля строится преимущественно на обмане покупателя, и что без жульничества не обойдешься. Насколько оно оправдано? Какие существуют свидетельства в пользу этого утверждения и есть ли основания считать, что экономические отношения базируются и на других принципах? При прочих равных условиях какой тип бизнеса будет более успешен при конкуренции - воплощающий атрибуты гнева или милосердия?

Если бизнесы, основанные на обмане, регулярно переигрывают те, которые строятся на честности и уважении к клиентам, то, возможно, в нашей Вселенной доминирует гнев, а не милость.

* * *

А как насчет педагогики? Кто получает желаемое (которое может, конечно, различаться в разных семьях) - жестокие родители или те, кто проявляет доброту?


Не думаю, что торговля строится преимущественно на обмане покупателя, думаю, в прошлом, тогда, когда в бывшей СССР люди только начинали осваивать неизвестные просторы торговли, можно было допустить подобный подход к делу. Но, понемногу грамотнее в бизнесе становились не только торговцы, но и покупатели и у них появился большой выбор (то, чего при советской власти фактически не было).
Законы бизнеса можно назвать жесткими и прямыми, их можно назвать честными. Обмануть покупателя уже очень трудно. Узнав все это на практике, люди занимающиеся торговлей, начали больше думать и понимать, что если ты не честен с покупателем, то не сегодня - завтра, ты станешь банкротом. Люди не любят когда их обманывают. «Обращайся с другими так, как ты хочешь чтоб они обращались с тобой» сегодня это закон разумного и преуспевающего бизнеса.
Преуспевание же нечестных по отношению к другим людей, длится очень не долго.

Конечно, торговля всегда должна подразумевать своего рода хитрость,  очаровательность, способность выгодно преподнести и вызвать желание другого человека купить именно то, что ты предлагаешь, но эта хитрость, на мой взгляд, больше связана в творческим подходом к делу,  чем с обманом. Выбора становится все больше, я не захочу иметь дело с нечистым на руку, партнером и  просто выберу другого.
Атрибуты гнева,  могут проявляться в деле в том случае, когда человек видит обман со стороны другого человека. Обман, как правильно бывает не осознанным, как впрочем и многое еще в нашей жизни, так что особо карать за это не хочется, но и дел с такими людьми, впредь, тоже не хочется иметь ). Ответственность перед другими людьми, это должно быть главной чертой любого делового человека.
Что касается конкуренции, то в наше время все больше начинает работать форма командного  бизнеса. Наблюдения показывают, что лучше всего работают не отдельные, разбросанные магазины, а торговые центры, места где у людей больше выбора. В таких местах, отдельные люди, просто вынуждены работать максимально хорошо (ну, насколько они могут) и это не результат чьего бы то ни было гнева, а подсказка здравого смысла (ощущение того, что все мы в одной лодке)). Еще один закон бизнеса –если ты не умеешь работать команде, ты неудачник. Человек просто не сможет справится со всем объемом работы, она уже не подразумевает узкую специализацию. Все должны знать свое конкретное дело, и выполнять ее с максимальной ответственностью.

Люди все яснее понимают, что если они работают порознь, и вставляют друг другу палки в колеса, то это кончается плачевными результатами. Единственное, при начале дела, приходится проявлять жесткость, и бескомпромиссный подход, но здравомыслящий человек понимает, что он это делает не для себя а для дела, и для тех же людей, которые  с ним работают (кому нравится быть бабой ягой, наоборот, все хотят сохранить репутацию доброго, милого человека)).  Так вот, если человек работает для удовлетворения своего тщеславия, и ему нравится  получать от окружающих только похвалу, то он не сможет стать реально преуспевающим человеком – от этого пострадает само дело.

Кроме всего этого,  в бизнесе, еще существуют форс-мажорные ситуации, такие как революции, наводнения, землетрясения и т.д. В таком случае, человек, даже  талантливый и честно  работающий, может потерять все, или большую часть того, что строил с такой заботой. Но при таких критических ситуациях, человек начинает понимать, что единственно реальное, что он приобретает в следствии работы, это живой, бесценный опыт, который в затруднительном случае, он может применить и в другой сфере деятельности. Опыт, он везде один, и его везде можно применить.

Насчет педагогики, наверно можно сказать то же самое. Главное, особенно в отношении с детьми, (они ведь этом плане  очень чувствительны, их трудно обмануть) это любовь и честность по отношению к ним, это ведь тоже своего рода бизнес ))

Талантливые дети, это такая же сложная данность как хороший бизнес. Ответственность перед ними очень высока. Твердость и бескомпромиссность в отношениях с ними, так же значительна как и в бизнесе. Им можно запретить, или не дать возможность смотреть целый день телевизор, но, важно в таком случае дать им своего рода замену, заинтересовать чем то более (на наш взгляд) ценным, дать правильную мотивацию. В этом случае, так же играют важную роль маленькие хитрости, и очарование  :wink:  :)  И главное, они должны чувствовать и быть уверенными, что их не обманываю, их не используют, что их любят и что все что делается, делается для их счастливой, интересной жизни в будущем.

Невозможно силой заставить ребенка стать отличником, проявления жестокости и насилие, вызывает прямо противоположный результат, и ребенок, может стать просто несчастным недоучкой.

Недопустима жестокость, недопустимо насилие, недопустимо бесчестное отношение к людям,  недопустима лень и безответственность - это всегда приводит к плачевным результатам. Такие свойства невозможно оправдать даже самыми «благими намерениями», как говориться ««благими намерениями» усыпана дорога в ад».
В наше удивительное время широкого выбора, сам опыт жизни, дает понимание этого.

(толкнула речь, называется  :lol: )
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Экспериментальная теология
« Ответ #9 : 24 дХТаРЫп 2006, 01:56:40 »
Цитата: "wayter"

А как насчет педагогики? Кто получает желаемое (которое может, конечно, различаться в разных семьях) - жестокие родители или те, кто проявляет доброту?


Можно рассмотреть это на примере обучения навыкам самообороны. Скажем, милостью на тренировке будет проявление гневных качеств, т.е. партнера нужно бить как следует, всерьез, чтобы он научился защищаться от настоящих ударов. Впоследствии такой подход может спасти ему жизнь. Но если "гнев" будет преобладать над "милостью", то партнер может недотянуть до реальной схватки. Следовательно, должна преобладать милость :-)

Похожая ситуация и в прочих сферах образования, включая семью. Представляется, что для пользы дела необходимо сочетание гнева и милости, но если гнев будет преобладать, то дети будут убегать из дома и расти с психическими проблемами, студентов придется выгонять и т.д., что скажется на остальных сферах жизни.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Экспериментальная теология
« Ответ #8 : 24 дХТаРЫп 2006, 00:14:01 »
Еще одна область, где можно попытаться "измерить" присутствие Гнева и Милости, - экономика.

Есть мнение, например, что торговля строится преимущественно на обмане покупателя, и что без жульничества не обойдешься. Насколько оно оправдано? Какие существуют свидетельства в пользу этого утверждения и есть ли основания считать, что экономические отношения базируются и на других принципах? При прочих равных условиях какой тип бизнеса будет более успешен при конкуренции - воплощающий атрибуты гнева или милосердия?

Если бизнесы, основанные на обмане, регулярно переигрывают те, которые строятся на честности и уважении к клиентам, то, возможно, в нашей Вселенной доминирует гнев, а не милость.

* * *

А как насчет педагогики? Кто получает желаемое (которое может, конечно, различаться в разных семьях) - жестокие родители или те, кто проявляет доброту?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

on

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 33
  • Reputation Power: 0
  • on has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #7 : 18 дХТаРЫп 2006, 17:30:40 »
Количественное преобладание Милосердия над Гневом кажется более очевидым, если пронаблюдать, как складываются "взаимоотношения" человека и окружающей его среды. С древнейших времён человечество воспринимало извержения вулканов, наводнения, землетрясения, эпидемии и прочие природные катаклизмы, как гнев божий. Похоже  и без статистики не трудно увидеть, что бОльшую часть времени природа милосердна по отношению к населению Земли. Хотя это и примитивный пример, но пока что, от разбушевавшейся стихии погибает явно меньшее число людей, чем умирает собственной смертью или гибнет от рук своих ближних.

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #6 : 18 дХТаРЫп 2006, 17:11:26 »
Опять соглашусь с Евой. Нельзя считать, будто милосердие всегда вело к процветанию, так и нельзя считать что жестокость всегда приводила к деградации. Всему свое время. В наше время принцип "око за око" может привести к полному уничтожению цивилизации. Кому принцип важнее цивилизации, тот может продолжать его соблюдать. :-)

А тезис "милосердие Аллаха превышает его гнев" не нуждается в доказательствах поскольку мы живы, не смотря на то, что ежедневно в любой момент можем умереть.

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #5 : 18 дХТаРЫп 2006, 15:35:11 »
Цитата: "wayter"
Условия эксперимента: органическая система, предоставленная сама себе.

Что будет с ней происходить, как проявят себя объективные законы? Будут ли там доминировать атрибуты Гнева? Как может выражаться доминирование Гнева: только грубая сила и жестокость, обман и насилие ведут к выживанию и процветанию.

Пример подобного "эксперимента": эволюционные процессы. Всегда ли царствует "закон джунглей"?


На мой взгляд, любая система, в первую очередь, требует руководителя. Без главенствующего, руководящего элемента, система не может существовать. Можно, наверно,  допустить случайное появление подобной системы, но ее существование, на мой взгляд, сможет продлиться очень не долго.

Если мы примем в это обстоятельство (руководящий елемент) в  систему, которую собираемся смоделировать, то, на мой взгляд, моделировать ее станет намного проще - в такой системе, уже сами по себе начинают проявляться объективные законы, другое дело, как  и в чем они проявляются.
Наверно, если мы говорим о системе, то, это уже подразумевает руководящий элемент в ней, иначе, не понятно откуда может появиться система. Думаю, иначе это не система, а хаос.
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #4 : 17 дХТаРЫп 2006, 03:37:57 »
Может, попробовать рассмотреть историю цивилизации, чтобы попытаться выявить какие-то определенные тенденции?

Христос сказал "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. [...] Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." (Евангелие от Матфея, глава 5). То есть, казалось бы - противоречие: Христос здесь опровергает постулаты прежнего (Ветхого) Завета, и устанавливает новые законы, и при этом утверждает, что он не нарушает закон, а исполняет его. Что это за закон, который непременно и неуклонно будет исполняться, пока существует мир, и почему Господь не заповедал "подставить другую щеку" раньше, через Авраама или Моисея, например?

Может быть, существует некое соотношение сил, при котором более конструктивным ответом на агрессию будет ответная агрессия, и древний механизм агрессивной реакции является в настоящее время  не таким уж и анахронизмом? То есть, я хочу сказать, что не исключено, что при доминировании агрессивных особей в системе (скорее всего, социологи и математики смогли бы даже выявить более-менее точные процентные соотношения) ответные агрессия или избегание ("бойкотирование", например) являются оптимальными видами реакции, ведущими к сохранению вида и его поведенческих установок. При увеличении численности особей, способных вести себя мирно, происходит своего рода переход из количества в качество, меняются поведенческие установки всего социума, и поскольку более сплоченный и организованный социум является более жизнеспособным, он (а следовательно, и его установки) выигрывают в борьбе за существование, затем социум переходит на следующий этап изменения поведенческих установок и т. д. Возможно, этот процесс может быть не только описан математически, но и само описание может не сильно отличаться от математического описания принципов естественного отбора по другим признакам.

Действие этого механизма можно проследить на всем протяжении истории человечества, например, в древнем обществе приносились человеческие жертвы, право силы было чем-то само собой разумеющимся; потом возникли принципы "око за око" (месть должна быть равноценной, а не какой угодно), затем возникли более "гуманные" принципы, и этот процесс продолжается: институт рабовладельчества и право силы в цивилизованном обществе упразднены, возрастает уровень толерантности и т. д., более того, при наличии в социуме некоторого количества людей с более "новым" мышлением все это закрепляется на уровне социальных установок, законодательных актов, этических норм, которые "подтягивают" других членов общества - и все движется в сторону реализации принципов, провозглашенных Иисусом.

Но интересно еще вот что: как происходит процесс изменения установок в тот момент, когда "критическая масса" более "милосердных" членов общества еще не набралась? Значит ли это, что некоторой части социума приходится демонстрировать исключительную самоотверженность и приверженность принципу "подставь другую щеку" в явно невыгодных, зачастую фатальных для них условиях, и это является примером для тех окружающих, которые способны этот принцип усвоить; своего рода работой для будущего? Или например, несколько индивидуумов могут договориться о взаимовыручке, "взаимном альтруизме", с тем чтобы получить преимущество для выживания и это служит примером другим?
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
Экспериментальная теология
« Ответ #3 : 17 дХТаРЫп 2006, 03:11:01 »
Цитата: "wayter"
Пример подобного "эксперимента": эволюционные процессы. Всегда ли царствует "закон джунглей"?


Современные микробиологи считают, что долговременные формы симбиоза не только обуславливают появление новых форм жизни, но и являются основным направлением эволюции для всех высших организмов. Теория симбиогенеза утверждает, что  образование новых сложных структур на основе симбиоза простых организмов всегда являлось более мощной эволюционной силой, чем естественный отбор.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Экспериментальная теология
« Ответ #2 : 17 дХТаРЫп 2006, 01:14:04 »
Условия эксперимента: органическая система, предоставленная сама себе.

Что будет с ней происходить, как проявят себя объективные законы? Будут ли там доминировать атрибуты Гнева? Как может выражаться доминирование Гнева: только грубая сила и жестокость, обман и насилие ведут к выживанию и процветанию.

Пример подобного "эксперимента": эволюционные процессы. Всегда ли царствует "закон джунглей"?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Экспериментальная теология
« Ответ #1 : 15 дХТаРЫп 2006, 01:16:55 »
Экспериментальная теология.

Отчасти – шутка (или сюжет для научной фантастики), отчасти - всерьез.

* * *

Действительно ли наука и религия (или теология) разделены непроходимым барьером? Или же они просто пользуются разными языками для описания мира, хотя указывают на одно и то же?

Возможно, что Знание – одно, а методы его обретения носят более универсальный характер, чем это раньше  казалось. И эксперимент, эта основа основ научного подхода, пригодится и в сфере теологии? Может быть, мы живем в эпоху, когда стираются барьеры между разными областями человеческого знания?

*

Что же, попытаемся провести эксперимент, который бы ответил на этот вопрос.

Возьмем какое-нибудь религиозно-теологическое  положение и попробуем его доказать или опровергнуть, не выходя за рамки научного метода. Вполне возможно, что некоторые положения религии невозможно доказать или опровергнуть таким способом, тогда как другие поддаются подобному методу. Как минимум, попробуем показать пределы его применимости.  

Одна из насущных проблема человечества, вопрос, волнующий как верующих, так и атеистов - о милосердии и жестокости мира. Эта тема неотрывно связана и с вопросом о смысле (или бессмысленности) существования.

В известном хадисе позиция религии (не только ислама) по этому вопросу сформулирована таким образом: "Милосердие Божие превышает Его гнев".  Можно ли произвести эксперимент, позволяющий подтвердить или опровергнуть этот тезис? В каких пределах это утверждение истинно?

Для начала нам нужно сформулировать условия эксперимента.

Милосердие и грев должны быть чем-то относительно конкретным – чтобы было понятно, где одно, а где другое. Если Божье милосердие принципиально отличается от человеческого, то какой смысл даже использовать это слово? Человеческое и божественное должны хотя бы отчасти совпадать. Более того, милосердие и грев должны быть измеряемыми величинами, поскольку требуется провести операцию сравнения между ними.

Система, в рамках которой проводится эксперимент, должна быть достаточно объемной, чтобы случайные всплески того или другого качества  не ввели нас в заблуждение.  То есть мы не можем взять какой-то один случай или исторический анекдот в качестве доказательства или опровержения тезиса. Материал эксперимента должен быть репрезентативен.

Милосердие и гнев имеют смысл в контексте человеческой ситуации или хотя бы в связи с живыми существами,  поэтому нас вряд ли заинтересуют в этой связи неорганическая материя.

Отдельным предметом изучения может быть вопрос, в каких условиях более активно проявлется Гнев, а в каких – Милосердие, каковы последствия,  тенденции и т.п.  Можно ли сказать, что Милосердие более проявлено в данном "срезе" реальности, чем в другом (историческом, социальном и проч.) ?

Согласно принципу фальсифицируемости (К.Поппер), должны быть  сформулированы условия,  при которых тезис окажется ложным.  То есть должна быть ясность,  когда именно эксперимент показывает, что для данных условий Гнев доминирует.

Что может служить признаком такого положения дел? Например, ситуация, когда атрибуты Гнева ведут к процветанию и выживанию, а Милосердие заводит в тупик.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100