Еще одна область, где можно попытаться "измерить" присутствие Гнева и Милости, - экономика.
Есть мнение, например, что торговля строится преимущественно на обмане покупателя, и что без жульничества не обойдешься. Насколько оно оправдано? Какие существуют свидетельства в пользу этого утверждения и есть ли основания считать, что экономические отношения базируются и на других принципах? При прочих равных условиях какой тип бизнеса будет более успешен при конкуренции - воплощающий атрибуты гнева или милосердия?
Если бизнесы, основанные на обмане, регулярно переигрывают те, которые строятся на честности и уважении к клиентам, то, возможно, в нашей Вселенной доминирует гнев, а не милость.
* * *
А как насчет педагогики? Кто получает желаемое (которое может, конечно, различаться в разных семьях) - жестокие родители или те, кто проявляет доброту?
Не думаю, что торговля строится преимущественно на обмане покупателя, думаю, в прошлом, тогда, когда в бывшей СССР люди только начинали осваивать неизвестные просторы торговли, можно было допустить подобный подход к делу. Но, понемногу грамотнее в бизнесе становились не только торговцы, но и покупатели и у них появился большой выбор (то, чего при советской власти фактически не было).
Законы бизнеса можно назвать жесткими и прямыми, их можно назвать честными. Обмануть покупателя уже очень трудно. Узнав все это на практике, люди занимающиеся торговлей, начали больше думать и понимать, что если ты не честен с покупателем, то не сегодня - завтра, ты станешь банкротом. Люди не любят когда их обманывают. «Обращайся с другими так, как ты хочешь чтоб они обращались с тобой» сегодня это закон разумного и преуспевающего бизнеса.
Преуспевание же нечестных по отношению к другим людей, длится очень не долго.
Конечно, торговля всегда должна подразумевать своего рода хитрость, очаровательность, способность выгодно преподнести и вызвать желание другого человека купить именно то, что ты предлагаешь, но эта хитрость, на мой взгляд, больше связана в творческим подходом к делу, чем с обманом. Выбора становится все больше, я не захочу иметь дело с нечистым на руку, партнером и просто выберу другого.
Атрибуты гнева, могут проявляться в деле в том случае, когда человек видит обман со стороны другого человека. Обман, как правильно бывает не осознанным, как впрочем и многое еще в нашей жизни, так что особо карать за это не хочется, но и дел с такими людьми, впредь, тоже не хочется иметь ). Ответственность перед другими людьми, это должно быть главной чертой любого делового человека.
Что касается конкуренции, то в наше время все больше начинает работать форма командного бизнеса. Наблюдения показывают, что лучше всего работают не отдельные, разбросанные магазины, а торговые центры, места где у людей больше выбора. В таких местах, отдельные люди, просто вынуждены работать максимально хорошо (ну, насколько они могут) и это не результат чьего бы то ни было гнева, а подсказка здравого смысла (ощущение того, что все мы в одной лодке)). Еще один закон бизнеса –если ты не умеешь работать команде, ты неудачник. Человек просто не сможет справится со всем объемом работы, она уже не подразумевает узкую специализацию. Все должны знать свое конкретное дело, и выполнять ее с максимальной ответственностью.
Люди все яснее понимают, что если они работают порознь, и вставляют друг другу палки в колеса, то это кончается плачевными результатами. Единственное, при начале дела, приходится проявлять жесткость, и бескомпромиссный подход, но здравомыслящий человек понимает, что он это делает не для себя а для дела, и для тех же людей, которые с ним работают (кому нравится быть бабой ягой, наоборот, все хотят сохранить репутацию доброго, милого человека)). Так вот, если человек работает для удовлетворения своего тщеславия, и ему нравится получать от окружающих только похвалу, то он не сможет стать реально преуспевающим человеком – от этого пострадает само дело.
Кроме всего этого, в бизнесе, еще существуют форс-мажорные ситуации, такие как революции, наводнения, землетрясения и т.д. В таком случае, человек, даже талантливый и честно работающий, может потерять все, или большую часть того, что строил с такой заботой. Но при таких критических ситуациях, человек начинает понимать, что единственно реальное, что он приобретает в следствии работы, это живой, бесценный опыт, который в затруднительном случае, он может применить и в другой сфере деятельности. Опыт, он везде один, и его везде можно применить.
Насчет педагогики, наверно можно сказать то же самое. Главное, особенно в отношении с детьми, (они ведь этом плане очень чувствительны, их трудно обмануть) это любовь и честность по отношению к ним, это ведь тоже своего рода бизнес ))
Талантливые дети, это такая же сложная данность как хороший бизнес. Ответственность перед ними очень высока. Твердость и бескомпромиссность в отношениях с ними, так же значительна как и в бизнесе. Им можно запретить, или не дать возможность смотреть целый день телевизор, но, важно в таком случае дать им своего рода замену, заинтересовать чем то более (на наш взгляд) ценным, дать правильную мотивацию. В этом случае, так же играют важную роль маленькие хитрости, и очарование :wink:
И главное, они должны чувствовать и быть уверенными, что их не обманываю, их не используют, что их любят и что все что делается, делается для их счастливой, интересной жизни в будущем.
Невозможно силой заставить ребенка стать отличником, проявления жестокости и насилие, вызывает прямо противоположный результат, и ребенок, может стать просто несчастным недоучкой.
Недопустима жестокость, недопустимо насилие, недопустимо бесчестное отношение к людям, недопустима лень и безответственность - это всегда приводит к плачевным результатам. Такие свойства невозможно оправдать даже самыми «благими намерениями», как говориться ««благими намерениями» усыпана дорога в ад».
В наше удивительное время широкого выбора, сам опыт жизни, дает понимание этого.
(толкнула речь, называется :lol: )