В литературе приводится множество историй, когда суфии жертвовали собой ради друзей (например, история, когда один суфий просил, чтобы его казнили первым, давая таким образом несколько драгоценных минут жизни друзьям). Но в буддизме такое самопожертвование считается признаком несовершенства.
Получается (если основываться на этих примерах), что в суфизме все же остается место для личных предпочтений, просто предпочтение делается в пользу других, а в буддизме достигается состояние бессамостности и единения со вселенной? Или можно как-то примирить эти разные подходы?
Да, можно "примирить". На самом деле, в обоих случаях речь идет о вопросе "Кто Я?". Если есть "я", есть Петров, Сидоров, монах, суфий и т.д. , то есть и "другие", а если есть "другие", то есть к этим ""другим" и отношение, в частности, отождествление, мой друг, мой враг...Если есть "я", есть его жизнь и его смерть. Мы все хотим жить среди друзей и избегаем врагов...потому что боимся смерти...И это определяет наш выбор. Если исчезает "я", исчезает и "другой"...нет ни друга, нет "разбойника"...соответственно нет и выбора, нет и смерти...Одно существование, Аллах...В этом случае, что для суфия, что для буддийского монаха, если конечно это пробужденные люди, их смерть - это не смерть обывателя, который ее боится...они знают, что их ждет за смертью тела...и поэтому в рассматриваемом гипотетическом случае, смерть такого монаха или суфия от разбойника -это на самом деле, вовсе не смерть...поэтому они могут пойти на это. Если верить легенде, Кришна, несмотря на
свои фантастические способности, дал возможность обычным вражеским бойцам очень просто себя прикончить. Мученическая смерть Иисуса и его учеников тоже была очень странной... В наше время, Ошо, тоже "помогли" покинуть смертное тело...в этих случаях, люди, такого уровня сознания, вероятно могли бы избежать "разбойного" нападения...но не стали этого делать, поскольку у них было свое понимание "кто я"....С другой стороны, их уход из смертного тела отличается от смерти обычного человека. Когда пробужденный покидает тело, освобождается огромная энергия, которая очень сильно помогает продвинуться в духовном росте тем, кто был связан с этим человеком...Возможно поэтому, смысл того, что если суфий или буддийский монах просит чтобы его казнили первым, не в том, чтобы продлили на короткое время жизнь другим...просто его смерть, может помочь "правильно" умереть другим...открыть в себе - "кто я"..."Умрите, так как умер я, и тогда вы будете живы..."