Я вот заметил вредность похвалы с остановкой. То есть, я что-то делаю вместе с кем-то и по ходу делаю что-то хорошо и одновременно ощущаю, что коллега это понял и взял на вооружение, потом наоборот, фокус постоянно на том, какова польза хорошего для дела. Нет ощущения вины от похвалы, она часто даже не произносится, а как бы подразумевается и ощущается контекстно в деле из-за своей пользы. Но когда хвалят после процесса и не знаешь, что с эти делать - это даже какое-то чувство вины что-ли вызывает.
Я бы не сказала, что "похвала после" - это именно что вредно (в смысле, что слово выбрано точно). Это, наверное, сильно неуместно. Даже бестактно. Потому и неприятно, потому и вредно - раз доставляет партнеру неприятность, с которой он обязан бороться в одиночку.
Мне иногда кажется, что такая "похвала после" возникает от неумения держать напряжение, возникающее от той благодарности, которую хвалящий партнер чувствует по отношению к тому, кого хвалит. Хвалимый сделал нечто большое и хорошее (это уже признано в разбираемом нами вопросе). Хвалящий прекрасно заметил это большое и хорошее, но он как-то совсем не может (ну и не хочет) оставаться обязанным за это большое и хорошее. Вот он и возвращает полученное в виде похвалы. Отдаривает обратно.
В современной философии (французской, в основном) есть даже такое понятие "дар-отдаривание". Ввел его (насколько я знаю) Марсель Мосс, изучая этнологию индейцев. Интерепретируя то, что нашел, Мосс высказывается примерно в таком ключе: человек (вообще, как таковой) больше всего на свете не хочет остаться с даром, не отдарив его обратно. Суметь подарить так, чтобы не было возможности отдарить обратно, - это высший пилотаж в искусстве войны.
(Ох, я все это рассказываю так, наощупь. Все собираюсь поплотнее почитать Мосса, но пока не собралась)
Все же мне кажется, что такая концепция - что надо непременно вернуть дар - не может быть общечеловеческой. Это современная концепция, ведь сегодня не изливать благодарность явно - практически никто не может (ну и разум ему еще говорит, что возвращать надо). Сегодняшний человек больше всего на свете хочет остаться никому ничем не обязанным. И уверен, что такое намерение - правильное, что так и надо.
А на самом деле - очень может быть, что так вовсе не надо. И очень может быть, что индейцы знали это лучше нас.