"...путей и методов изучения, развития, разных видов медитаций существует великое множество. Что же касается ловушек, которые подстерегают неподготовленных людей, то их просто не счесть. Это и соблазны кратчайших путей, и псевдо-награды и ложные версии вожделенного опыта.
Как же в такой запутанной, сложной ситуации можно найти свой путь? Как можно даже просто определить каким должен быть этот путь? Как расшифровать коды, скрытые в произведениях великих мастеров? Как человеку подготовиться к ошеломляющим экстатическим переживаниям и правильно понять их, когда они произойдут с ним? И как вообще человек, который на самом деле не знает ни себя, ни свою цель, может сделать правильный выбор в этом бесконечном океане возможных методов, дисциплин и техник?
Ибн эль-Араби написал: «Учитель – это тот, кто слышит тебя и затем снимает с тебя пелену, чтобы ты мог увидеть себя самого». А вот слова Руми: «Душа получает это знание непосредственно от другой души, не из книг и не из языка». Чему человек должен на самом деле обучиться, так это не знанию, а средствам его приобретения. Он должен развить в себе внутреннюю способность, что, скорее всего, похоже не на изучение языка, а на развитие речи. Ребенок окружен людьми, которые давно уже научились разговаривать, и эта способность присуща ему так же, но еще не получила должного развития. Изо дня в день, поощряемый родителями, их любовью, терпением и воспитательными трюками, он борется, чтобы достичь той части себя, где обитает эта способность. Он шевелит губами, пускает пузыри, жестикулирует, издает нечленораздельные звуки, и вот, однажды, произносит свое первое слово. Это его первая победа, теперь он на пути к тому, чтобы присоединиться к элите взрослых, которые овладели этой формой коммуникации и могут общаться друг с другом.
При этом интеллект вообще не был задействован в обучении, скорее на ребенка воздействовали с помощью мягких уговоров, побуждений, его склоняли, поощряли наградами, пока он сам не раскрыл в себе способность, которая приблизила его на один шаг к тому, чтобы наконец повзрослеть. Он увидел свои возможности, наблюдая тех, кто находился на более высокой ступени развития. В стремлении быть как они, он получил от них помощь. Более же всего успеху данного предприятия способствовало его и взрослых непреодолимое желание, чтобы он овладел речью, а убежденность, что в этом состоит часть его человеческого предназначения была ему в этом опорой." Питер Брент "Практика суфия.Изучение и обучение."(из кн. "Мир суфиев"сборник под ред.И.Шах.)пер.Ю.Аранова)