В интересной теме удивительным образом возникла великая чушь. Так что я попытаюсь вытащить интересное.
В любом случае, "право на гнев" должно рассматриваться изолированно... от прочих "прав".
Хорошо, попробуй рассмотри его изолированно. Докажи, что у человека нет права на гнев, - ну и потому он должен отказаться от своего "чувства права на гнев".
Хватит уже молоть ерунду.
Если нет "права" - то нет и "должен отказаться". Чего и кому тут нужно доказывать...
Нравится тебе Руми, хочешь следовать подобному - откажись от "права" и от "должен". Не хочешь следовать - сиди и жди "доказательств"
Кстати, в виде PS, маленький вопрос-уточнение, почти терминологическое. Когда некто возмущается глупостью собеседника, - это он гневается или нет?
Лично меня чужая глупость не возмущает, хотя иногда немного раздражает.
Но очевидно, что раздражение - это не гнев и даже не возмущение.
В таких случаях я просто следую завету Гурджиева - "терпеливо переносить механические проявления окружающих".
Интересность проявляется в двух ракурсах.
1. Право на гнев есть, но человек должен от него отказаться, - такова Вадимова трактовка Руми. Я-то всегда думал (и думаю), что советы мудрых "сделай то-то" опираются на то, что это "то-то" более соответствует тому, что есть на самом деле. (ну а мудрому, ясно дело, очень даже известно это "на самом деле", на то он и мудрый).
Здесь же предлагается иначе: на самом деле право на гнев есть, но чел должен отказаться. Долженствование это обязано откуда-то взяться. Если не из "на самом деле", то откуда же? Из авторитета (признаваемого мной) Руми? Но вовсе не факт, что Руми имел в виду отказ от права на гнев, - ведь это всего лишь трактовка Вадима. Которая устроилась очень даже уютненько - ведь ей можно противопоставить тоже ВСЕГО ЛИШЬ трактовку.
Если зависать на уровне авторитетов, то проблема сразу перерастает в проблему трактовок. Если трактовку
проверить нечем, - то остаётся абсолютно дурацкое препирательство. Что мы как раз постоянно имеем.
2. Оказывается, что раздражение чем-то (например, глупостью собеседника) - это вовсе не гнев. Да ещё и ОЧЕВИДНО не гнев.
(количественные ремарки типа "немного раздражает", а также степень "терпеливости в перенесении механических проявлений окружающих" оставим в стороне. )
Тогда спрашивается - а что же такое гнев, господа?
ПС. Был бы очень признателен Зейтану, Юджину и Корнаку, если бы они воздержались от участия в этом дубле 2. Их позиция уже понятна, так что нет необходимости плодить буквы.