Еще в 1960-х гг. он [Альтицер] выступил с наиболее последовательным вариантом теологии смерти Бога – концепции христианского атеизма. Критические определения религии, по его мнению, при всем их разнообразии согласуются в том, что священная или религиозная жизнь считается противоположностью мирской жизни людей непосвященных. В качестве конечной цели религии рассматривается достижение совпадения противоположностей священного и мирского. С точки зрения Альтицера, характерная направленность религии представляет собой движение назад, к первоначальной священной Тотальности, к повторению изначального священного состояния, приводящего к полному перевороту в падшей или мирской реальности и предполагающего или постепенно, или мгновенно полный переворот вспять течения всех конкретных процессов во времени и истории. Альтицер не отрицает присутствия универсальных черт религии в рамках исторического христианства, но при этом настаивает на необходимости освобождения христианства от несущественной и устаревшей формы религии.
Отвергая догмат о вознесении Иисуса Христа, он трактует воплощение как процесс проникновения Бога в мир, преобразующий как первоначальную трансцендентную сущность Бога, так и мирскую сущность творения. Воплощение поистине реально, только если оно приводит к смерти исходного священного, смерти самого Бога. Смерть Бога наступила тогда, когда история полностью стала «плотью Бога». В последующий за эпохой 1960-х гг. период теология Альтицера становится одним из направлений радикальной теологии в рамках так называемой теологии смерти.
Тезис о смерти Бога находит подкрепление и поддержку со стороны тех философов и теологов, которые вместе со сторонниками постмодернизма утверждают смерть Бога как смерть автора, а воплощение – как текстуализацию Откровения. В работах Альтицера 1970–1990-х гг. рассуждения о смерти Бога пересекаются с рассуждениями о природе теологического языка, о судьбе самой западной культурной традиции и ее теологической составляющей.
Исчезновение Бога из истории и появление его противоположности в виде Ничто доказывает полное осуществление первоначального замысла Бога. Тем самым, по мысли Альтицера, теологическая традиция исполнила свое предназначение и подготовила почву для нового этапа развития западной культуры.
[ Сочинения Альтицера в русском переводе: Нирвана и Царство Божие // Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991; Россия и апокалипсис // Вопросы философии. – 1996. № 7. ]
Источник