Закон трех.
Согласно многим древним философским системам, все существующие явления, сверху от богов и донизу, возникают в результате взаимодействия трех сил. Одна описывается как активная, или творческая природа; вторая пассивная, или материальная; а третья как нейтрализующая, или формирующая. В христианской философии эти три силы выражены тремя личностями Троицы - Отцом, Сыном и Святым Духом,- создающими всю вселенную. В средневековой алхимии все вещи рассматривались как различные смеси трех компонентов - соли, серы и ртути. В индийской Санхья подобную роль играли три гуны - Раджа, Тама и Саттва. В индуизме эти силы были персонифицированы как Шива, Парвати и Вишну; а в Китае они приобрели метафизическую форму игры Инь и Ян под наблюдением Тао. Во всех этих системах природа трех сил считалась универсальной, то есть они рассматривались как входящие во все, везде и на каждой шкале - от мира личинок до мира звезд, и от действия света до действия мысли или желания.
Согласно православному Преданию, Вселенная была создана жертвой Бога. Этот постулат становится более понятным, если выявить в нем разграничение между двумя состояниями Божества - состоянием проявленным и непроявленным, т. е. безграничным и свободным от какой бы то ни было обусловленности. Жертва Бога - это проявление как Самоограничение ради этого проявления.
Каковы же условия, определяющие саму его возможность?
Это - три универсальных параметра, три первоначала или принципа, сообразно которым создана и которыми зиждется Вселенная: Пространство, Время и Равновесие. Три основных первоначала Творения проявляются во Вселенной в виде трех основных принципов жизни: статического, динамического и нейтрализующего. В свете этих трех принципов, которые проявляются и действуют сообразно первоначалам Сотворения Мира, в этом тварном мире может быть проанализировано и изучено что угодно: они являются универсальными для всех уровней Космоса.
Перед тем, как перейти к рассмотрению этих явлений, обратимся к фундаментальному закону, который создает все явления во всем многообразии или единстве всех миров.
Это закон трех принципов, или трех сил. Само название первого закона — Закон Трех — определяется эзотерической формулой, которая гласит:
Все сущее вызвано к бытию совместным действием трех сил — пассивной, активной и нейтрализующей, - одновременно приложенных к одной и той же точке.
Каждый феномен, какого бы он ни был масштаба и в каком бы мире ни проявлялся, молекулярный или космический, всегда есть результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Согласно подлинному, точному или объективному знанию одна или две силы никогда не произведут явления. Присутствие трех сил необходимо, так как только с помощью третьей силы первые две будут в состоянии создать в той или иной области то, что может быть названо явлением.
Учение о трех силах — корень всех древних систем. Первая сила называется активной, или положительной; вторая - пассивной, или отрицательной; третья - нейтрализующей.
Все три силы равным образом активны, и только в точке своей встречи проявляют себя как активная, пассивная и нейтрализующая, т. е. только в отношении друг друга в известный момент.
В Абсолюте в силу самой его природы три силы составляют единое целое. Образуя одно независимое целое, три силы владеют полной и свободной волей, полным сознанием, полным пониманием себя и всего того, что они совершают.
Три силы Абсолюта, составляющие единое целое, разделяются и соединяются по собственной воле и собственному решению; в точках соединения они производят феномены, или "миры". Эти миры, созданные волей Абсолютного, полностью зависят от его воли во всем, что касается их собственного существования. В каждом из этих миров снова действуют три силы.
В терминах четвертого пути, активную силу называют "углерод" (C), пассивную "кислород" (O), нейтрализующую - "азот" (N), а уровень плотности вибраций материи, которую образует это взаимодействие, обозначают как "водород" (Н). Эти обозначения не имеют никакого отношения к химическим элементам. Ни одна из этих сил не существует вне материи-проводника.
Любую из трех сил, если их исследовать безотносительно роли в треугольнике сил, как самостоятельный процесс, также можно рассматривать как водород. К любой из трех сил, также как и к водороду, применим закон трех. Каждую силу можно разделить на три составляющих силы. Наиболее легко распознается активная сила, труднее видеть пассивную силу.
Мы не можем мыслить даже в этих категориях, то есть видеть мир как борьбу и единство противоположных пар сил. Видение третьей силы представляет собой значительную психологическую проблему. Мы психологически слепы по отношению к ней. Характерным признаком спящего сознания является неспособность восприятия этой силы. Мы не видим, что одни и те же активные и пассивные элементы, в зависимости от организующего начала, взаимодействуют принципиально различным образом. Хотя, в определенных точных науках без такого видения невозможно обойтись. Например, в химии совершенно невозможно проигнорировать тот факт, что между окислителем и восстановителем (донором и акцептором электронов) должна существовать специально организованная среда. Это может быть: растворитель, катализатор, инертный газ, различные вариации давления и т.д. В физике дело обстоит так же, хотя третью силу видеть сложнее. Например, положительный и отрицательный полюса источника тока соединяет специально организованная электрическая цепь.
В любом случае, третья сила выступает как информационное, организующее начало, несущее сознательное воздействие, причем в очень широком смысле. Согласно ПЭТ материя имеет физические, химические и психические свойства, что, так или иначе, отражается в понятии энтропии, или информации. Все, что существует, построено из "троек", все части которых нераздельны и едины. Это относится к природе, к обществу, к миру математики и к миру информации.
Первый принцип, который чрезвычайно важен для понимания закона трех - это принцип масштабности: явление должно изучаться в строго определённой плоскости рассмотрения. Это требует предельно точного мышления, то есть нельзя путать явления, лежащие в одной плоскости рассмотрения с явлениями из другой плоскости. Например, взаимоотношения между людьми можно рассматривать в плоскости социальной, психологической, физической, биохимической и т.д. Характерная ошибка обычного мышления заключается в том, что мы постоянно сравниваем между собой несравнимые вещи и приходим к ложным выводам. Первый психологический момент постановки нового сознания заключается в точности мышления.
Пользуясь законом трех, можно анализировать те или иные явления, а можно и синтезировать эти явления. Закон трех является основой многих построений четвертого пути. Не понимая его глубоко, невозможно понять дальнейшие положения четвертого пути.
Чтобы полноценно применять закон трёх необходимо его чувствовать. Особенно важно чувствовать третью силу, как главную созидающую силу своего сознания. Обобщенно говоря, четвёртый путь это осознание себя как третьей космической силы.
Описанные силы отражают три первоначала Творения Вселенной. Пассивная сила является производной от статического начала, то есть Пространства. Активная сила - производная от динамического начала, то есть Времени. Нейтрализующая сила обеспечивает Равновесие во Вселенной, на любом этапе и на всех планах проявления.
Как и всякая сила, любая из трех вселенских сил активна по определению. Их названия, достаточно в этом отношении условные, отражают ту или иную конкретную функцию, отведенную каждой в их взаимном сотрудничестве, которое и есть первопричина тех или иных частных явлений.
Вся жизнь во Вселенной есть не что иное, как постоянный процесс творения - во всех сферах, на всех планах и ступенях проявленного бытия. Более того: для всякого явления, заметного или незаметного, значительного или незначительного, в соответствующем масштабе воспроизводится акт, аналогичный Первотворению всей Вселенной. В этом акте три силы действуют как прямые аналоги трех созидательных первоначал, положенных в истоке тварной Вселенной до ее Творения.
В качестве классического примера, иллюстрирующего постоянное взаимодействие трех сил в различных вариациях, можно привести процесс выпечки хлеба. Чтобы испечь хлеб, нужны мука, вода и огонь. Т. е., по аналогии, мука - проводник пассивной силы, огонь - активной, а вода - нейтрализующей.
Следует однако сразу же подчеркнуть., что само используемое в качестве того или иного звена этой цепи «вещество» в одном случае служит проводником пассивной силы, в других случаях может стать проводником активной силы, а в третьих средством проявления силы нейтрализующей.
Пассивная сила является силой первого порядка, и это можно продемонстрировать на множестве примеров. В частности, при покупке какого-либо товара предлагающий его продавец представляет собой пассивную силу; покупатель - активная сила, а плата за товар - сила нейтрализующая. Или же, говоря более обобщенно, предложение фигурирует в качестве пассивной силы, спрос - в качестве активной, а оплата - в качестве нейтрализующей.
Пассивная сила, тем не менее, является все же силой и как таковая активна. Это можно ясно показать на примере психологическом. В любовных романах женщина, соблазняющая мужчину, какой бы активной ни была, все же выступает в качестве пассивного фактора.
Что же касается третьей, нейтрализующей силы, то она зачастую ускользает от нашего внимания - либо в силу принципиальной двойственности нашего ума, либо в силу своей собственной природы, благодаря которой она, как правило, проявляется незаметно. Главная функция нейтрализующей силы - порождать связи, недоступные нашему восприятию; более частный случай - когда она выступает в роли катализатора.
Если какое-либо конкретное взаимодействие сил не приносит никаких результатов, это значит, что оно является в эзотерическом смысле неполным. Причиной этой неполноты может быть отсутствие одной из трех сил, или же отсутствие двух сил, или всех трех; какой или каких именно - поможет определить последовательный анализ в соответствующем контексте с учетом всей специфики Закона Трех. Например, даже из самой лучшей муки можно приготовить почти или вовсе несъедобный хлеб, если при замесе теста будет слишком много или слишком мало воды, или же если выпекать его на слишком слабом или слишком сильном огне.
Данный пример помогает уяснить значение и роль частного закона, дополняющего Закон Трех. Очевидно, что, располагая одной и той же мукой (в данном случае - пассивной силой), можно остаться ни с чем при неправильном приложении либо активной силы (огня), либо нейтрализующей силы (воды), либо обеих сил вместе. Из этого следует вывод, что действие сил активной и нейтрализующей должно быть урегулировано в соответствии с «содержанием» пассивной силы, которая воздействует на протекающие здесь реакции как некий устойчивый, а именно стабилизирующий элемент, то есть как математическая постоянная. Пассивная сила содержит в себе все возможности для создания явления; активная сила выступает как реализатор, а нейтрализующая - как регулятор отношений между двумя предыдущими силами, определяющий оптимальную дозировку каждой из них. Именно поэтому в материальном мире неизменно и безраздельно царствует пассивная сила.
Подчеркнем, что это превосходство пассивной силы есть прямое следствие специфики созидательных первоначал. До Сотворения Мира Божество пребывало в непроявленном, однополюсном состоянии, сосредоточенное в едином сознании Я. Чтобы преодолеть такое состояние, Божеству потребовалась Первоидея, которая и вывела Его в состояние проявленное. Эта Первоидея - идея «Ты». Зачатая в предвечной Жертве Бога - в Его Самоограничении, - она содержит в себе Любовь как некий третий фактор - как нейтрализующую силу. Более доступным языком эту мысль выразил св. Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3: 16).
С началом Творения Божественная сущность как бы разделяется на два полюса; и Любовь служит здесь нейтрализующей силой, устанавливающей отношения между вселенским «Я» и вселенским «Ты».
Весьма полезно поупражняться в поиске примеров действия «Закона Трех» - не только чтобы убедиться в его непреложности, но и чтобы укрепить свой интеллект в режиме обучения на эзотерической основе.
Двухполюсная структура разума, воспроизводящая двухполюсную структуру Мира, позволяет человеку успешно в нем ориентироваться, с тем чтобы очертить поле своих последующих действий и здесь проявить свои способности, исследуя, рассчитывая, комбинируя, изобретая и даже создавая что-либо в этих пределах под видом творчества.
Знание Закона Трех позволяет нам полностью уяснить сложную структуру Луча Творения.
В этой умопостигаемой структуре Абсолют вначале предстает в своем первом аспекте. Он Единый как Всеобъемлющее, в Котором три изначальных, силы слиты в полном согласии. Таково запечатленное в Предании учение о Святой Троице, единосущной и нераздельной. Если смотреть снизу вверх на Святую Троицу можно метафорически назвать совершенным благом, венчающим Вселенную
Три силы Абсолюта, три Ипостаси Троицы, каждая из которых наделена самостоятельной независимой волей - при том, что они единосущны и слиты в полном согласии, есть созидательная первопричина Вселенной материальных явлений и всего, что в ее пределах. Это значит, что в первую очередь они создают Миры. Миры же, в отличие от них, не единосущны, поскольку отделены друг от друга и всецело зависят от воли Абсолюта, Который тремя Своими силами удерживает и содержит их в этом раздельном состоянии.
И все же эти Миры, созданные тремя отдельными силами, постоянно ими проникаются в том модусе единосущности, который свойствен Абсолюту на первоначальном уровне его проявления.
Следуя развитию Луча Творения сверху вниз, на каждой ступени творения повторяется один и тот же процесс. Каждый мир создается и управляется тремя свойственными ему силами как производными изначальных, исходящими с вышестоящей ступени; но каждый мир подчиняется также и всем предыдущим производным, действующим на каждой вышестоящей ступени.
Каждая из этих созидательных сил представляет собой комплекс законов одного и того же порядка; именно в силу этих законов, определяющих принадлежность соответствующему уровню Луча Творения, тот или иной мир выполняет свою функцию. Нисходя со ступени на ступень вплоть до самой наружной оболочки Творения, воля Абсолюта проникает все и вся во Вселенной вплоть до мельчайших микроорганизмов и инертной материи
Цепь миров, звенья в которой - Абсолют, все миры, все звезды, Солнце, планеты, Земля и Луна - представляют собой Луч творения, в котором мы обнаруживаем и себя. Луч творения - мир в самом широком для нас смысле слова. Разумеется, понятие "Луч творения" не содержит всего значения слова "мир", так как Абсолют дает начало множеству и, возможно, бесконечному множеству различных миров, каждый из которых начинает новый, отдельный Луч творения. Более того, каждый из этих миров содержит в себе множество миров, представляющих собой дальнейшее дробление луча; и вновь из этих миров мы выбираем только один - Млечный Путь. Млечный Путь состоит из множества звезд, но из этого множества мы выбираем одно - Солнце, самое близкое к нам, мир, от которого мы непосредственно зависим, в котором мы живем, двигаемся и пребываем. Каждая из других звезд означает новое деление луча, но мы не можем изучать все эти лучи точно так же, как луч, в котором мы находимся. Далее, внутри Солнечном системы мир планет является для нас наиболее близким; а в этом мире ближайшая к нам планета - Земля, на которой мы живем. Нет необходимости, да и возможности изучать другие планеты так же, как мы изучаем Землю. Достаточно взять их вместе, т. е. в значительно меньшем масштабе, чем мы берем Землю. Количество сил в каждом мире - 1, 3, 6, 12 и т. д. а цифры представляют собой конкретные модусы сил Творения, то есть категории законов, которым подчинена та или иная регулируемая ими фаза, или ступень Луча Творения. Единство - неотъемлемый атрибут одного лишь Абсолюта, и он неделимый, но содержащий в себе единосущную Троицу, представляет собой и обозначает свободу Бога. Все дальнейшее, исходящее от Абсолюта, с каждой ступенью последовательного проявления все более утрачивает свою свободу, последовательно ограничиваемую возрастающим числом соответствующих законов. Существо, которое отправилось бы вдоль Луча Творения от Абсолюта до Луны, с каждой последующей низшей ступенью было бы все более связанным. Что касается нас, жителей Земли, то над нами довлеют в общей сложности 48 порядков законов, - цифра весьма внушительная. Если же речь идет о внешнем человеке, то вдобавок к этим 48 порядкам законов (влиянию которых подчиняется существование Земли) он зависит от законов, свойственных органической жизни на Земле, законов человеческого общества и различных членений, групп и подгрупп этого общества - расовых, кастовых, семейных и т. д. Мы живем в «мрачной пустыне» законов; вот почему, даже если что-то подталкивает нас вперед, мы все равно сталкиваемся с разнообразными препятствиями, которыми полна наша жизнь. Спасение состоит именно в том, чтобы последовательно освобождаться из-под власти многочисленных законов. Их нельзя нарушить или отвергнуть, и все же их можно обойти. Кроме того, один из постулатов эзотерической науки гласит; бороться поодиночке с каждым из связывающих нас законов значит не одолеть ни одного из них и ничего не достигнуть. Чтобы хоть сколько-нибудь в этом преуспеть, потребовалось бы не менее тысячи жизней. Иерархия законов есть не что иное как убывающая иерархия энергии, а именно: чем больше законов нас связывает, тем меньшим количеством энергии мы располагаем. Знать это важно, так как энергия - это свобода.
Всякий раз, когда мы совершаем какой-либо поступок, мы своей волей оказываемся под властью нового комплекса законов, господствующего в той области жизни, где данный поступок был совершен. Мы редко задумываемся над этим фактом, особенно в молодости; так что можно без преувеличения сказать, что первые полжизни мы не задумываясь раздаем векселя направо и налево, а вторые полжизни ломаем голову над тем, как же по ним расплатиться.
Изначальная сила Творения, сила нейтрализующая, которая связывает вселенское «Ты» с абсолютным «Я», - это Любовь. Сила Любви пронизывает Вселенную сверху донизу, она не изменяется по своей сути, но на каждой ступени Творения принимает иную форму. Св. Иоанн говорит однозначно: «Бог есть Любовь» (1Ин4:
, но можно сказать и наоборот: «Любовь есть Бог». «Кто не любит, тот не познал Бога» - утверждает апостол там же. Любовь - одна из Ипостасей Божества - проявляется во Вселенной как сила возрождения и вечного обновления.
Ни одной такой общей идеи трех сил в современной науке не существует, хотя характерные соответствия уже найдены, как, например, в протоне, нейтроне и электроне атомной физики, или в реактансе, реагенте и катализаторе многих химических процессов. Рассматривая три силы с точки зрения физики, нужно сказать, что активная сила имеет более короткую длину волн и более быструю вибрацию; пассивная сила - более длинные волны и медленную вибрацию; а нейтрализующая сила - средние между ними длину волн и вибрацию. Например, октава цвета простирается от голубого (длина волны около 4000 ангстрем) до красного (около 8000). Но как мы знаем, возможности голубого и красного очень ограничены, а все бесконечное богатство цвета, которое мы видим, зависит от наличия промежуточного цвета, желтого, совершенно отличного от них и расположенного в середине между ними(около 5750 ангстрем). Это является основой трехцветного процесса в печатном деле. Раз мы затронули явления цвета, мы можем назвать голубой - активной силой, красный - пассивной силой, а желтый - нейтрализующей силой. Все возможные цвета происходят из соединения этих трех. Тот же пример демонстрирует другой аспект этого закона, а именно, что характеристики трех сил зависят не от явлений, через которые они проявляются, а от их отношения друг к другу .Например, длина волны красного пассивна по отношению к явлениям цвета, но, напротив, активна по отношению к явлениям тепла, которые принадлежат октаве, расположенной ниже: красное тепло сильнее, чем черное тепло. Таким образом, все объекты и энергии, существующие в мире, постоянно изменяют свое место с точки зрения закона трех, действуя как орудия то активной, то пассивной, то нейтрализующей сил. Именно эта постоянная смена и изменение делают закон трех столь ускользающим от нашего восприятия, и вызывает необходимость рассматривать каждый пример отдельно от всех остальных.
Жизнь Вселенной организована в строгом и совершенном порядке. Все, что кажется нам хаосом и анархией, выглядит так по причине несовершенства нашего восприятия и наших оценок. Всякое существо и всякое явление имеет точно отведенное ему место в экономии Большой Вселенной. И каждый из нас. зная или не зная об этом, служит достижению совершенно определенной цели. Таковы важнейшие характеристики первого божественного закона - Закона Трех. (или закона Творчества).
Следующий фундаментальный закон Вселенной закон Семи.