В подтверждении своих слов позволю себе небольшую цитату из лекции уважаемого Зеева Дашевского, с сайта Маханаим.
Итак, десять заповедей начинаются с заповеди номер один: "Я - Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабов".... спрашивает нашего мудреца: "Почему ты говоришь, что веришь в Бога, который вывел из земли Египетской? Сказал бы не так глупо, например: верю в Бога, который сотворил небо и землю. Это более серьезно". Так вот, интересно, что самая первая заповедь начинается с того, что Бог представляется не как тот, кто сотворил небо и землю, а как тот, кто вывел народ из рабства. Причем, если мы посмотрим назад в Тору, то в том недельном разделе, который мы будем читать в этот Шаббат, "Лех-леха", где Авраам появляется всерьез на сцене, Бог представляется Аврааму: "Я - Господь, который вывел тебя из Ур-Касдима". Ур-Касдим - это очень несимпатичная местность на территории нынешнего Ирака. Тогда там тоже был правитель, по характеру смахивающий на сегодняшнего; эта земля время от времени порождает азиатских деспотов. Это был первый человек, о котором в Торе сказано: "Он первым начал быть сильным на земле", Нимрод, первый, кто задумал поставить человечество под пяту себе. Он был, согласно традиции, руководителем и вдохновителем проекта Вавилонской башни. И он швырнул Авраама в горящую печь, и Бог спас его, Авраам вышел оттуда живым. Когда Бог открывается нам, Он тоже не говорит: "Я - Бог, сотворивший небо и землю". Ну и что мне оттого, что Он сотворил небо и землю. Я его об этом не просил.
В Талмуде есть одно поразительное обсуждение. Оно необычайно поразило меня, когда я его впервые встретил. Две важнейшие школы, с которыми мы неоднократно будем сталкиваться, школа Шамая и школа Гилеля, спорят вот по какому вопросу. Что человеку лучше: то, что он сотворен, или было бы лучше, чтобы он не был сотворен? Вопрос, прямо скажем, философически. Школа Гилеля, в соответствии со своим оптимистичным духом, говорит, что человеку лучше, что он сотворен. А школа Шамая говорит: человеку было бы лучше, чтобы он не был сотворен. Они спорили года три, проголосовали, и большинством мнений постановили, согласно мнению школы Шамая: что человеку все-таки было бы лучше, чтобы он не был сотворен. Но теперь, когда его сотворили, надо стараться исполнить свое суждение наилучшим образом. Таким образом, особенно благодарить Хозяина за то, что Он меня сотворил, у меня, может быть, и не так много оснований. Не так давно прошедший праздник Рош-ха-Шана, посвященный этому событию, сотворению человека, - двойственный праздник. Он праздник, но при этом центральная заповедь Торы - исполнять на шофаре звуки, которые являются разными оттенками рыданий и всхлипываний. Отсюда рождаются такие шутки, как "ария азохн-вэй на балалайке". Т.е. мы в праздник исполняем на этой своей национальной жалейке партию на тему "Куда Ты нас поместил? На этой земле невозможно жить!". И это центральная обязанность Торы, это не шутка, это серьезный философский запев.
Поэтому Бог не представляется нам, ожидая, что могут быть самые неожиданные рекламации: "Кто Тебя просил?" и т.д. Поэтому Он представляется нам - Аврааму, как еще отдельному человеку, и потомкам Авраама, которых он вывел, как Бог, который сделал нам что-то существенно хорошее. И раз Он нас вызволил из большой беды, то на нас лежит прежде всего долг благодарности ему. А следующий шаг - что мы должны Ему доверять. Если Он один раз сделал нам хорошо, то, может быть, Он еще будет делать хорошо. Таким образом, здесь есть гораздо более сильный личный контакт, чем если Он скажет: "Я - самый сильный". Наши мудрецы сказали: "Тот, кто не признает ничего, кроме силы, тот - готовый идолопоклонник".
Особенно люблю в этом отрывке три момента;"Ну и что мне оттого, что Он сотворил Небо и Землю..", "Что человеку все же было бы лучше", и о силе.
Нет однобокой Истины, нет правды, прямой как бревно, нет слепой благодарности, но лучше умереть, чем проклинать Бога, и это я уже от себя.