Философия Искусства ( В прошлом и настоящем)
Статьи и исследования
В.В. Бычков
Зарождение средневековой эстетики числа и ритма.
В начале 6 книги Августин вводит классификацию из пяти рядов чисел ( или ритмов) которую затем дополняет и корректирует. К первому разряду относятся чисел, находящиеся в самих звуках даже тогда, когда их никто не слышит, то есть речь идет об объективно существующих закономерностях произведений искусства. Они – то и дают практически начало всем числам сферы восприятия. Августина интересует в основном слуховое восприятие, но он неоднократно показывает, что его выводы правомерны для любого другого восприятия, ибо, по его мнению, ЛЮБЫЕ ощущения связаны с числом. Даже при прикосновении пальцем к чувственному месту тела» будет ощущаться число. Числа ( ритмы) в ощущающей способности возникают только в том случае, когда на соответствующий орган чувств воздействуют числа объекта. Они подобны « следу, запечатлеваемому на воде». »Отсюда вывод, что числа, находящиеся в самом звуке, могут существовать без тех, которые находятся в слышащей способности, тогда как эти последние существуют без первых».
…
Прежде всего, он (Августин) останавливается на «модуляции», т.е. принципах правильной организации движений. Сразу же выясняется, что эти принципы суть числовые закономерности. Число лежит в основе любого движения, виды движений отличаются различием числовых отношений. Августин во многом обращается здесь к пифагорейскому и неопифагорейскому учению о числах, усиливая его эстетическую направленность и во многом закладывая основы западной средневековой эстетики чисел.
Элементарные движения, из которых образуется все многообразие движений, различаются по длительности и темпу. С точки зрения взаимного соответствия движения бывают равными по длительности относящимися друг к другу, как числа 1:1; 2:2; 4:4 и т.д. и неравными типа 1:2, 2:3, 3:4 или 1:3, 2:6 и т. д. Далее они могут быть рациональными, находящимися друг с другом в определенном числовом отношении и иррациональными, не имеющими таких отношений. Наконец соизмеримые движения также имеют два подвида. Первый, когда общей мерой является меньшее число типа отношения 2:4, второй, когда какая-либо часть содержится в обоих числах, как в отношении 6:8 такой частью является 2.
Первый подвид, когда одно число возникает путем умножения второго, Августин называет» умноженными» движениями, второй «соотносящимися». Все названные виды движений помимо чисто структурной упорядоченности составляют также как бы ценностную иерархию. Рациональные числа стоят, конечно, выше иррациональных и распределяются по степеням возрастания внутреннего единства и соразмерности. Уже в этой упорядоченности движений Августин усматривает доказательство, того, что музыка и мусические искусства основываются на законах единства, пропорции, соразмерности соответствия.
Каждое число, рассуждает Августин, имеет центр, середину, по обе стороны которой находятся две разные части ( начало и конец) , т.е. число понимается им как некая симметричная конструкция. Четные и нечетные числа различаются своими серединами. У нечетных- неделимая середина, единица; у четных- делимая двойка. Сама «единица» не имеет ни середины, ни конца. Это абсолютное начало.»Два» также не имеет ни середины ни конца. Это тоже начало, но происходящее от первого начала, но только через второе начало. Если объединить первое начало со вторым, то возникает 3.
«Три»- первое совершенное число, в котором есть начало(1), середина (1) и конец(1). »Итак, если два начала объединить друг с другом, они дадут полное и совершенное число» Нет два других, кроме 1 и 2 рядом стоящих чисел, которые дали бы в сумме следующее за ними число.
Самое прочное и глубокое объединение вещей осуществляется, когда середина находится в согласии с внешними членами наоборот. Внешние члены созвучны со средними. Это доставляющее удовольствие единство упорядоченных предметов « может быть достигнуто с помощью того единственного соотношения, которое называется пропорцией (proportio). Первые три числа натурального ряда только с помощью четверки получают красоту пропорционального соотношения, ибо «четыре» обладает свойством, отсутствующим у других чисел. В натуральном ряде чисел 1, 2, 3 сумма крайних членов равна удвоенному среднему и равна 4, то есть следующему по порядку числу ряда.
В этом и заключается пропорциональность внешних членов по отношению к среднему, а ряд 1 2 3 4 является наиболее совершенным. В нем 1 и 2-начала всех чисел, 3- первое совершенное нечетное, число 4- первое совершенное четное число. Сумма ряда этих совершенных чисел равняется 10, поэтому 10 и является периодом в бесконечно длящемся ряде чисел.
На мой взгляд, это один из самых творческих подходов к искусству . В статье есть интерпретация Августином мифа об Афине, в котором она отбросила флейту, Августин подчеркивает, что флейта была отброшена Афиной не потому, что игра на этом инструменте делала ее лицо безобразным, богиня мудрости была оскорблена тем, что игра на флейте не требовала мыслить.
Не осмысленный, ( не цифровой:)) подход к искусству, для него кощунственен, такое искусство «оскорбляет слух» оскорбляет ту часть человека которая гармонична и которая в структуре человека, является основной, воспринимающей (искусство) частью.