Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Иосиф Волоцкий - борец с "нестяжателями" и покровитель предпринимателей  (Прочитано 2186 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

caluger

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 119
  • Reputation Power: 0
  • caluger has no influence.
    • Просмотр профиля
Простите, уважаемый Wayter, что сразу не заметил Вашего ответа.
 Думаю, что для монаха вопрос о происхождении хотя и не безразличен, но не столь уж и важен. Важно то, что преп.Нил счастливо сочетал в себе знание Священного Писания и творений св. отцов-подвижников с личным опытом исихазма под руководством афонских старцев.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Журналист в статье. которую цитирует и к которой нас отсылает wayter, несколько смещает акценты и искажает факты, говоря о Ниле Сорском. Не крестьянским сыном, а потомком древнего рода бояр Майковых был прп.Нил.

Разные источники дают разные сведения.

Здесь  или здесь - он из рода бояр Майковых, но Википедия и многие другие говорят о крестьянском происхождении. Видимо, журналист выбрал первое попавшееся или то, что ему больше подходило )
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

caluger

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 119
  • Reputation Power: 0
  • caluger has no influence.
    • Просмотр профиля
Ну что ж, духовное, а в некоторых эпизодах и физическое, противостояние "иосифлян" и "нестяжателей" всегда были, есть и, наверное, будут. Для тех, кто понимает церковность или религиозность как духовную работу, как стяжание подобия Божия, конечно, очевиден и безусловен (а не просто предпочтителен) путь прп.Нила. Журналист в статье. которую цитирует и к которой нас отсылает wayter, несколько смещает акценты и искажает факты, говоря о Ниле Сорском. Не крестьянским сыном, а потомком древнего рода бояр Майковых был прп.Нил. И не тихим книжником, мистиком и созерцателем. Хотя и пострижен он был на Руси, но монашеский искус проходил на Афоне, и вернулся на Русь возрождать "умное делание", безмолвное житие скитское, исихазм, напрочь к тому времени забытые. Как и сейчас в России, прервалась тогда на Московской Руси живая передача духовного учения, идущая от Антония Киево-Печерского и там, в Киеве, и прекратившаяся в бурных перепетиях противостояния Орде и католическим "миссионерам". И осталось лишь внешнее делание - строительство храмов и монастырей, умножение богатства и политического влияния, обряды и споры о "книжной справе". Нил не стал организатором революционно-религиозного движения зилотов, выступивших бы против всего этого, но он не был и молчаливым книжником. Он один ушёл в болотистые леса на верхней Волге, срубил келью, часовню, выкопал колодец. Потом только к нему потянулись монахи, желающие жить под его руководством. Он написал "Устав скитской жизни", где и описал, как должны жить вожделеющие не мирской славы и благополучия, а преображения духовного. Перед смертью его в 1508г. в скиту на р.Соре всего-то было 12 человек, но духовный авторитет Нила распространился по всей Руси. Да, он выступал против роскоши и всякой чрезмерности в церковном и монастырском устроении, против обладания монастырями землями (вместе с приписанными к ним монастырскими крестьянами, положение которых было хуже, чем на княжеских и боярских землях, фактически рабское), против казни еретиков "жидовствующих". Иосиф же, напротив, очень активно отстаивал сохранение за монастырями земель с крестьянами, настаивал на казни жидовствующих, которые и произошли (в книгах по истории России не очень любят вспоминать, что инакомыслящих сжигали точно так же как по благословению католической инквизиции в Западной Европе). И как же лукавит патр.Кирилл (Гундяев), пытаясь представить Иосифа эдаким церковным посредником, обеспечивающим перетекание излишков от богатых в карманы бедных. И сейчас, как и тогда, предприниматели и бизнесмены, затратившие огромные суммы на возрождение "Святой Руси", не очень-то торопятся помогать действительно нуждающимся, которых в современной России не меньше, чем на Руси при вел.князе Иоанне III. Так пусть же прп.Иосиф покровительствует нашим предпринимателям, большинство из которых воры и бандиты, ибо, кажется, ещё никто и не пытался доказывать, что первичное накопление капитала можно сделать чистыми руками. Правда, у него есть конкурент - исконно славянский бог Велес, покровитель торговли и благосостояния. Посмотрим, кто из них победит. А может быть и мирно уживутся. Ведь с т.зр. предпринимателя, один - хорошо, а два - лучше.
P.S. А кого имеет в виду Кяфир, говоря о митр.Кирилле в 90-е годы? Конечно же, нынешнего патр.Кирилла (Гундяева)? О да, у него есть опыт в предпринимательстве. Ведь именно возглавляемый им отдел Внешних церковных связей в 90-е беспошлинно (от пошлин указом през.Ельцина были освобождены Русская Православная Церковь и министерство  спорта, возглавляемое тогда личным тренером Ельцина по теннису Тарпищевым Шамилем Анвяровичем) ввёз в Россию алкогольных и табачных изделий на несколько десятков млн. долларов. Вероятно, тоже, чтобы было сподручнее помогать бедным.















Ayn

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 83
  • Reputation Power: 0
  • Ayn has no influence.
    • Просмотр профиля
Ну, если статья правдивая, то, как мне кажется, такое решение будет хорошо соответствовать нынешнему положению дел: оно на мой взгляд больше соответствует возрениям "иосифлян". И данный шаг тому пример.

Кяфир

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 252
  • Reputation Power: 2
  • Кяфир has no influence.
  • Молчи, скрывайся и таи...
    • Просмотр профиля
Иосиф Волоцкий? Я бы предложил митрополита Кирилла. Вспоминая о том, что в свое время (90-е года) писал о нем "Московский Комсомолец" - лучшего примера блюстителя морали и нравственности нам не найти.
"Ищи имя, а если не найдешь имени, то не удивляйся, что никто не слышит: ты не зовешь." Митрополит Антоний Сурожский

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Русская православная церковь (РПЦ) предложила создать орган, который будет следить за тем, как предприниматели соблюдают нормы морали и нравственности.

<...>

Под покровительством патриарха также действует экспертный совет "Экономика и этика", по инициативе которого в 2009 году у православных предпринимателей появился свой святой - преподобный Иосиф Волоцкий.

Отсюда

Иосиф Волоцкий был одним из самых авторитетных церковников рубежа XV-XVI веков, основателем течения в церкви, названного в его честь "иосифляне". Им противостояли "нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский. Это противостояние принято трактовать как спор о том, должна ли церковь быть богатой и могущественной (позиция "иосифлян") или бедной и смиренной (позиция "нестяжателей"). Это большое упрощение.

Иосиф и Нил были всем различны. Первый - выходец из богатой семьи, имевшей вотчину близ Волоколамска (запад нынешней Московской области), второй - крестьянский сын с Вологодчины. Первый принял постриг в богатейшем Пафнутьево-Боровском монастыре, второй - в скромном Кирилло-Белозерском. Первый - яростный, фанатичный борец с еретиками, второй - тихий книжник, снисходительный к чужим слабостям и заблуждениям. Первый - трибун и "общественник", второй - замкнутый мистик и созерцатель.

Нилу чуть ли не первому на Руси пришло в голову сверять различные версии священных книг в надежде вычистить из текстов ошибки и описки позднейших переписчиков. Иосифа это страшно бесило: для него любое писаное слово было непререкаемым авторитетом.

Читать полностью здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100