Ну что ж, духовное, а в некоторых эпизодах и физическое, противостояние "иосифлян" и "нестяжателей" всегда были, есть и, наверное, будут. Для тех, кто понимает церковность или религиозность как духовную работу, как стяжание подобия Божия, конечно, очевиден и безусловен (а не просто предпочтителен) путь прп.Нила. Журналист в статье. которую цитирует и к которой нас отсылает wayter, несколько смещает акценты и искажает факты, говоря о Ниле Сорском. Не крестьянским сыном, а потомком древнего рода бояр Майковых был прп.Нил. И не тихим книжником, мистиком и созерцателем. Хотя и пострижен он был на Руси, но монашеский искус проходил на Афоне, и вернулся на Русь возрождать "умное делание", безмолвное житие скитское, исихазм, напрочь к тому времени забытые. Как и сейчас в России, прервалась тогда на Московской Руси живая передача духовного учения, идущая от Антония Киево-Печерского и там, в Киеве, и прекратившаяся в бурных перепетиях противостояния Орде и католическим "миссионерам". И осталось лишь внешнее делание - строительство храмов и монастырей, умножение богатства и политического влияния, обряды и споры о "книжной справе". Нил не стал организатором революционно-религиозного движения зилотов, выступивших бы против всего этого, но он не был и молчаливым книжником. Он один ушёл в болотистые леса на верхней Волге, срубил келью, часовню, выкопал колодец. Потом только к нему потянулись монахи, желающие жить под его руководством. Он написал "Устав скитской жизни", где и описал, как должны жить вожделеющие не мирской славы и благополучия, а преображения духовного. Перед смертью его в 1508г. в скиту на р.Соре всего-то было 12 человек, но духовный авторитет Нила распространился по всей Руси. Да, он выступал против роскоши и всякой чрезмерности в церковном и монастырском устроении, против обладания монастырями землями (вместе с приписанными к ним монастырскими крестьянами, положение которых было хуже, чем на княжеских и боярских землях, фактически рабское), против казни еретиков "жидовствующих". Иосиф же, напротив, очень активно отстаивал сохранение за монастырями земель с крестьянами, настаивал на казни жидовствующих, которые и произошли (в книгах по истории России не очень любят вспоминать, что инакомыслящих сжигали точно так же как по благословению католической инквизиции в Западной Европе). И как же лукавит патр.Кирилл (Гундяев), пытаясь представить Иосифа эдаким церковным посредником, обеспечивающим перетекание излишков от богатых в карманы бедных. И сейчас, как и тогда, предприниматели и бизнесмены, затратившие огромные суммы на возрождение "Святой Руси", не очень-то торопятся помогать действительно нуждающимся, которых в современной России не меньше, чем на Руси при вел.князе Иоанне III. Так пусть же прп.Иосиф покровительствует нашим предпринимателям, большинство из которых воры и бандиты, ибо, кажется, ещё никто и не пытался доказывать, что первичное накопление капитала можно сделать чистыми руками. Правда, у него есть конкурент - исконно славянский бог Велес, покровитель торговли и благосостояния. Посмотрим, кто из них победит. А может быть и мирно уживутся. Ведь с т.зр. предпринимателя, один - хорошо, а два - лучше.
P.S. А кого имеет в виду Кяфир, говоря о митр.Кирилле в 90-е годы? Конечно же, нынешнего патр.Кирилла (Гундяева)? О да, у него есть опыт в предпринимательстве. Ведь именно возглавляемый им отдел Внешних церковных связей в 90-е беспошлинно (от пошлин указом през.Ельцина были освобождены Русская Православная Церковь и министерство спорта, возглавляемое тогда личным тренером Ельцина по теннису Тарпищевым Шамилем Анвяровичем) ввёз в Россию алкогольных и табачных изделий на несколько десятков млн. долларов. Вероятно, тоже, чтобы было сподручнее помогать бедным.