Привет, РП!
Спасибо за затронутую интересную тему. Спасибо также АР за ссылку на статью Хайкса.
Говорит он конечно все правильно там про гармоники. Вот только про закон октав, к сожалению, не говорит. Хотя есть интересное замечание, что одновременно человек может слышать не более 7 голосов. Откуда он это взял? Я много раз пробовал разделять на слух какую-нибудь запись музыки на отдельные партии -- и действительно, одновременно удерживать во внимании много инструментов не получается. 6 удерживается легко.
Хочу здесь описать свои поиски и вопросы по поводу закона октав.
Итак, возьмем 4-ю октаву в гармоническом ряду (см. статью Хайкса). Высота ее нот по отношению к ноте "до":
1, 9/8, 5/4, 11/8, 3/2, 13/8, 7/4, 15/8. Или, если взять, по Гурджиеву, "разницу в ускорении": 9/8, 10/9, 11/10, 12/11, 13/12, 14/13, 15/14, 16/15. Эта октава ближе всего к той, что описана в ВПЧ ПДУ: 1, 9/8, 5/4, 4/3, 3/2, 5/3, 15/8, или "разности в ускорении": 9/8, 10/9, 16/15, 9/8, 10/9, 9/8, 16/15. Видна существенная разница: во-первых, в законе Октав нот не 8, а 7. Во-вторых, изменены значения некоторых нот. 11/8 на 4/3 (понижение); две ноты 13/8 и 7/4 заменены на среднюю между ними 5/3.
Теперь посмотрим, что сказано в РВСВ:
"ОН удлинил Стопиндер между его третьим и четвертым отклонениями".
(между ми и фа: 11/10 на 16/15. По-видимому, под стопиндером подразумевается величина, обратная частоте (скорости) вибраций).
"Стопиндер, который Он укоротил, находится между его последним отклонением и началом нового цикла"
(А вот это не понятно, поскольку высота ноты си в законе Октав такая же как в простой (just) музыкальной шкале - 15/8.)
"Что касается третьего, измененного тогда по его"субъективному действию", Стопиндера, который является пятым в общей последовательности и называется "Харнел-Аут", то его дисгармония проистекала сама собой от изменения двух вышеупомянутых Стопиндеров."
(имеется в виду интервал между соль и ля. Он действительно дисгармонизирован, поскольку 2 ноты заменены на одну. Причем здесь правда нота си - не понятно. Один из последователей Гурджиева, а именно,
Арнольд Кайзерлинг, так сильно возбудился по поводу отброшенной "седьмой гармоники" (7/4), что даже создал на ее основе целую теорию, с чакрами, эфирными телами, фракталами, странными аттракторами и т.п. В общем, настоящая "магическая теория", как любит выражаться уважаемый
Анатолий Романович.
См.
http://www.schoolofwisdom.com - это сайт ученика Кайзерлинга, который пишет "объективную музыку" на основе пентатонической шкалы, основанной на 7-й гармонике; я выпустил один его диск. Про самого Кайзерлинга есть в
"Harmonic Circle" Уэбба).