Взаимосвязь между
учителем и
учеником (дервиш)Суть связи - в установлении специального рода взаимоотношений, направленных на раскрытие и укоренение в ученике природы Божественного.
Отношения между мастером и учеником основываются на трех принципах:
- преданность ученика мастеру (ирадат);
- зэкр, словесное поминание имени Бога, которое мастер укореняет в ученике;
- внимание мастера (назар), направленное на ученика
Преданность мастеру подобна плачу ребенка, который слезами вымаливает молоко у матери. Когда ребенок плачет, у его матери появляется молоко в груди, и она дает его ребенку.
Ученик находится в сходном положении по отношении к мастеру, когда выражением своей преданности он естественным образом побуждает мастера опекать его, питать ученика молоком духовного постижения и духовных реальностей, и утолять его жажду в искании Истины.
Преданность мастеру отвлекает ученика от самовлюбленности и влечет его любить другого человека; а самовлюбленность - серьезное препятствие для восприятия реальности.
Дж. Нурбахш. Беседы о суфийском пути. М. 1998. Стр. 95-96
О необходимости иметь наставника в Пути:
Суфии полагают, что единственный способ стать Совершенным заключается в том, чтобы подвергнуть себя очищению под руководством Совершенного наставника.
Дж. Нурбахш. Рай суфиев.
Избери себе мастера, ибо без него твое странствие будет полно замешательства, страхов и опасностей.
Без сопровождения ты потеряешься на избранной тобой дороге.
Не следуй в одиночку по Пути.
Дж. Руми.
Сам ты ничего не сможешь сделать - ищи друга
Низами.
После того как зерно благословения преданностью упало на плодородную почву сердца, нельзя дать этому зерну зачахнуть. Оно должно быть помещено под опеку Совершенного Учителя, в чьем владении - целая Вселенная. Оно будет защищено от многих опасностей. Это позволит зерну созреть и принести плоды в соответствии с его возможностями.
Дж. Нурбахш. Таверна среди Руин. М. 1992. Стр.114
Об обязанностях ученика и учителя по отношению друг к другу:
Дж. Нурбахш. Беседы о суфийском пути. М. 1998. Стр. 89
Коль скоро искатель Пути нашёл своего мастера и стал повиноваться ему, он не должен подвергать сомнению его распоряжения, ибо мастеру ведомы тайны, которые ученик понять не в состоянии. Поэтому, если действия мастера не по нраву ученику, последний должен не подвергать их сомнению, а сохранять веру в то, что мастер знает лучше. По той же причине ученику непозволительно испытывать мастера, ибо это подтачивает духовную преданность ученика, что в конце концов ведет к разрыву с мастером. Продвигающемуся по Пути следует остерегаться опасности неумышленно отгородиться от внутреннего внимания мастера.
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20001207183803415Поведение по отношению к шейху (адаб)
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20020707231434333Обязанности ученика по отношению к учителю из <Таверны среди Руин> Дж.Нурбахш. М. 1992 (стр. 121-127 кратко):
1. Ученик должен быть искренен в намерении и чист в вере
2. Ученик должен считать своим наставником только учителя
3. Ученик должен хранить тайны учителя
4. Ученик в присутствии учителя должен хранить молчание и не привлекать внимание к себе
5. Ученик не должен стремиться опередить учителя
6. Ни во внутреннем бытии, ни во внешних проявлениях ученик не должен критиковать слова и действия учителя
7. Ученик не должен подвергать учителя испытанию, поскольку было бы полнейшим невежеством воображать, что несовершенный человек может влиять на Совершенного
8. В присутствии учителя ученик должен оставить всякую гордыню, самопочитание и попытки привлечь к себе внимание
9. Ученик должен ценить мир и покой учителя превыше своего собственного
10. Ученик должен помнить коранический стих: <Я покажу мой Путь тем, кто совершает усилия (пытаясь) приблизиться ко мне>
11. Ученик не должен демонстрировать свое знание или уровень духовного постижения учителю
12. Если ученик желает что-то сказать, он не должен быть болтлив и должен чувствовать, когда для этого наступил благоприятный момент
13. Ученик не должен чувствовать, что учитель у него в долгу из-за его преданности
14. Ученик не должен ожидать, что учитель возьмет его за руку и вознесет в Божественные Сферы
15. У ученика должна быть работа, чтобы освободить учителя от материальной заботы о нем
16. Если учитель изгоняет ученика, ему не следует уходить далеко
Оттуда же об обязанностях учителя по отношению к ученику (стр. 117-120 кратко):
1. Учитель должен хорошо знать законы шариата
2. У учителя должна быть работа и профессия, чтобы поощрять ученика к тому же
3. Учитель должен по возможности удовлетворять материальные нужды ученика
4. Учителю должна быть безразлична враждебная критика со стороны людей
5. Учитель не должен быть чрезмерно вовлечен в мирские дела
6. Учитель должен относиться к ученику с состраданием
7. Если учитель видит, что ученик допустил ошибку, он не сердится и не расстраивает ученика
8. Если, следуя своей человеческой природе, ученик действует неподобающим образом, учитель должен быть способным не замечать такое поведение
9. Учитель не должен быть вспыльчивым
10. Учитель заботится о благосостоянии ученика больше, чем о своем собственном
11. Учитель настолько уповает на Бога, что не тревожится чрезмерно о добывании средств для обеспечения ученика
12. Учитель - это тот, кто получает лучи Божественного Богатства и Святости и может передать их ученику
13. Учитель не радуется многочисленности учеников и не огорчается их малочисленностью
14. Учитель, не жалея усилий, воспитывает своих учеников
15. Учитель в своих повседневных отношениях с учениками должен проявлять достоинство и быть достойным уважения
16. Учитель не должен продвигать ученика по пути слишком быстро
17. Учитель сдерживает слово, данное ученику, даже если ученик непостоянен в своем служении и преданности
18. Учитель должен быть величественным
19. Учитель видит в одном и том же свете как богатых, так и нищих
Статьи и дискуссии по теме:
Ловушка для самоучек
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=65&t=65Нужен ли учитель
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=42&t=42Как распознать настоящих суфиев
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=203&t=203Критерии ложности учителя
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=22&t=22Может ли учитель ошибаться
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=63&t=63О доверии к учителю
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=97&t=97Об ожиданиях
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=1590&t=1576Тонкости обучения
http://sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=214&t=214Литература:
Дж. Нурбахш. Таверна среди Руин. М. 1992 (<Учитель и ученик> - стр. 105-127)
Дж. Нурбахш. Беседы о суфийском пути. М. 1998 (<Мастер и ученик> - стр. 95-99)
Идрис Шах. Учиться как учиться. УРСС, М. 1999
http://www.sufism.ru/libr/study.htmИдрис Шах. Суфизм. М. 1994 (<Учитель, ученик, учение> - стр. 382-393)
http://www.shah.sufism.ru/sufi14.htm#gb25Художественная литература по теме:
Решад Фейлд. Последний барьер, <Сампо>, М. 2001
http://www.sufism.ru/libr/barrier.htmИрвинг Карчмар. Повелитель Джинов, <София>, М. 2001
http://www.sufism.ru/sw/txt/jinn.htmlВзаимосвязанные понятия: ученичество, духовная нищета, преданность, зэкр[/quote]
Преданность ученика по отношению к учителю (Ирадат)
http://www.nimatullahi.sufism.ru/sufi.htm#16Ирадат (как смирение перед волей мастера)
1) :духовная связь мюрида и морада, устанавливаемая для возвышения нормального состояния до состояния совершенного человека;
2) :любовь к другому человеку, прививаемая для того, чтобы избавиться от самости.
Дж.Нурбахш <Суфизм и психоанализ>
http://www.nimatullahi.sufism.ru/psihoanaliz.htmЗдесь же сравнение отношений между учителем и учеником и отношений между пациентом и психоаналитиком.
Джеффри Ротшильд <Знак отрубленной головы>. Сборник <Услышь Флейтиста>, М.1999.
------------------------------------------
Обсудить в Мастерской:
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=738.0