Я надеюсь, что предположение о том, что мир движется (медленно и порой окольными путями) к совершенству - не попытка выдать желаемое за действительное. Меня в данном случае привлекает не только поиск утешения. Для меня это результат наблюдений за миром.
Уверен, что это так, сэр. Лично у меня пока слишком мало данных, чтобы делать какие-либо выводы по этому поводу. Более того, в некоторых аспектах мир в наблюдаемый период явно подвинулся в сторону, противоположную совершенству. Однако, это может быть локальная флуктуация.
Спасибо за ссылки. Это очень интересно, на самом деле.
По поводу первой из них смею заметить, что совсем не факт, что когда-то в прошлом у человечества не было опыта Со-Бытия более интенсивного и живого чем то, что назревает сейчас. И не факт, что сейчас этот опыт таки реализуется. Или реализуется именно в смысле Со-Бытия.
По поводу второй ссылки - могу подписаться под крайним постом в той ветке, в котором Вы декларируете, что жить согласно Божиим установлениям - это прежде всего разумно и ведёт к возрастанию гармонии. Это действительно можно наблюдать воочию. Правда, сам взгляд на хищническое поведение как на атрибут гнева Божиего для меня, честно сказать, внове. Не совсем понимаю в чём тут гнев... Это скорее похоже на отпадение от Божиих установлений...
Имхо, проявлением гнева Божиего скорее могут быть природные катаклизмы типа землетрясений и эпидемий... И тогда доказательством перевеса милосердия над гневом у Бога является сам факт того, что человеки до сих пор не стёрты с лица земли. Однако, и тут... как бы это сказать... совсем нет необходимости прибегать к рассуждениям о Боге. Имхо.
Катафатика всё же такая штука... Скользкая... Вот в хадисе написано о милосердии и гневе Бога. А в Евангелии - "Бог есть Любовь", "Бог есть Свет и нет в Нём никакой тьмы". Отталкиваясь от Корана, можно построить одну теорию. А отталкиваясь от Евангелия - другую. И какая из них будет вернее? Имхо - никакая. Потому что и та и другая теория будет основана на вере. Можно ли на основе веры строить теории? В этом ли предназначение веры? Можно ли класть в основу теоретизирования постулаты, которые заведомо научным путём непроверяемы?
Например, если мы начнём доказывать учёному постулат, провозглашённый в хадисе, боюсь, что учёный первым делом скажет: "Стоп-стоп-стоп. Какой-такой Бог?" И нам сначала придётся доказывать ему существование Бога. Что весьма затруднительно, по крайней мере, руководствуясь научным подходом. И в данном случае максимум, что мы сможем учёному доказать, это то, что жить согласно таким-то и таким-то принципам действительно рационально и эффективно, а согласно таким-то и таким-то - разрушительно. Не более того.
Имхо.